- 8 советов по выбору деревянной вагонки
- №1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
- №2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
- №3. Какого размера вагонка нужна?
- №4. Какая древесина лучше?
- №5. Какой профиль вагонки лучше?
- №6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?
- №7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?
- №8. Каким производителям можно доверять?
- LUNAWOOD
- «Астар»
- «Карелия»
- «Вятская сосна»
- PromMax
- Сорта вагонки: от А и до Я
- Виды сортов
- Вагонка класса “А”
- Вагонка класса “В”
- Вагонка класс “С”
- Вагонка класса “Экстра”
- Область применения в соответствии с классификацией
- Вывод
- Разберемся в сортах вагонки
- Сорт вагонки: определение
- Особенности разных сортов деревянной вагонки
- Вагонка сорта Экстра
- 1й сорт или «Премиум»
- 2й сорт вагонки
- 3й-сорт вагонки
- Выбор оптимального материала для отделки
- Распространенные вопросы и ответы на них
- Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики
- Что представляет собой вагонка?
- Как изготавливается вагонка?
- Преимущества классической вагонки
- Какая вагонка лучше?
- Различные профили вагонки
- Сорта вагонки
- Чем отличается евровагонка от обычной?
- Как выбрать вагонку оптимального размера?
- Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?
- Особенности монтажа и сферы применения вагонки
- Цены на вагонку
- Выбор сорта вагонки, ее классификация и сравнение
- Сорт «Экстра»
- Сорт А или «Премиум»
- Сорт В
- Сорт С
- Сорта вагонки: от А и до Я
- Виды сортов
- Вагонка класса “А”
- Вагонка класса “В”
- Вагонка класс “С”
- Вагонка класса “Экстра”
- Область применения в соответствии с классификацией
- Вывод
8 советов по выбору деревянной вагонки
Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?
№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.
Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:
- отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
- небольшой коэффициент температурного расширения;
- за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
- за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
- внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
- прочность и долговечность;
- экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.
Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.
№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?
На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:
- размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
- замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
- наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
- влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
- внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
- евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.
Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.
№3. Какого размера вагонка нужна?
Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.
Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.
Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.
При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.
№4. Какая древесина лучше?
Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.
Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:
- вагонка из хвойных пород древесины;
- вагонка из лиственных пород древесины.
Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.
Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:
- сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
- ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
- лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
- кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.
Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:
- дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
- липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
- ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
- черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.
Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.
№5. Какой профиль вагонки лучше?
Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.
На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:
- традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
- вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
- штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
- лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
- вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
- двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.
№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?
Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.
Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:
- экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
- класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
- класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
- класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.
Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.
№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?
Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.
Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.
№8. Каким производителям можно доверять?
Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.
LUNAWOOD
Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.
«Астар»
Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.
«Карелия»
Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.
«Вятская сосна»
Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.
PromMax
Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.
Сорта вагонки: от А и до Я
Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.
Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.
Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”
Виды сортов
В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:
- сучки;
- трещины;
- смоляные кармашки;
- засмолки;
- сердцевина;
- прорость;
- окрас;
- гниль;
- синева;
- обзол;
- червоточина;
- дефекты производства.
Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.
Вагонка класса “А”
В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.
Также вагонка сорта А не должна содержать:
Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.
Пример класса “А”
Вагонка класса “В”
Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.
Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.
При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:
- засмолки;
- сердцевины;
- окраску;
- прорость (на ширину не более 200 мм);
- синева (не больше 10%).
Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.
Пример класса “В”
Вагонка класс “С”
Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.
Она допускает наличие:
- засмолки;
- смоляных кармашков;
- прорости;
- сердцевины;
- окраски;
- синевы;
- гнили;
- червоточины;
- обзола.
Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 15 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.
Пример класса “С”
Вагонка класса “Экстра”
Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу. В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.
Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.
Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.
Область применения в соответствии с классификацией
Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.
- Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.
Пример класса “Экстра”
- Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
- Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
- Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.
Сауна из вагонки
Вывод
Выбирая для работы качественную вагонку из дорогих пород дерева можно превратить помещение в настоящий дворец. Этот материал отлично подходит для любых помещений, хорошо переносит покраску или обработку лаком, имеет потрясающий внешний вид и монтируется за короткие сроки. При этом он является одним из самых экологически чистых и имеет приятный запах.
Деревянная вагонка всегда будет одним из самых достойных и востребованных материалов для отделки помещений.
Разберемся в сортах вагонки
Любой строительный материал имеет свои разновидности. Качество зависит от множества факторов, среди которых плотность, устойчивость к повреждениям, долговечность и проч. Для изделий из древесины этот список заметно расширен, ведь неоднородность дерева, особенности сорта, проблемная обработка заметно влияют на способ и простоту обработки. Сорта вагонки используются для быстрой классификации материалов. Зная особенности каждого из них, можно быстро подобрать оптимальный строительный материал для выполнения конкретной задачи и при этом неплохо сэкономить.
Определение сорта производит специальный сотрудник технического отдела еще на стадии производства. Производя ряд тестов, этот человек сортирует готовую продукцию на 4 категории, которые позже поступят в продажу.
Сорт вагонки: определение
В паспорте на товар из дерева присутствует несколько ключевых параметров, от которых зависит сфера применения материала:
- Материал изготовления;
- Тип замка;
- Габариты;
- Сорта вагонки.
Материал изготовления — порода дерева, которую использовали для распила. От нее зависит цвет естественный цвет, общие физические характеристики (прочность, надежность, возможность применения в помещениях с особым микроклиматом).
Тип замка указывает на особенность крепежа и возможность комбинировать данный отделочный материал с другими. Данный параметр может не указываться в паспорте. Доска из березы и липы с одинаковым замком и толщиной листа может быть использована для отделки стены попеременно — это допустимо для ряда проектов. Также тип замка влияет на внешний вид плоскости: расстояние между «берегами» впадин между доской. Ламели «Штиль», например, позволяют создать абсолютно ровную плоскость благодаря скрытому замку и креплению стык-в-стык.
Габариты — общие размеры изделия. Длина, ширина, толщина листа указываются в миллиметрах. Пример 150х15х2000 — соответственно, ширина, толщина, общая длина ламели.
Сорт вагонки — что это значит? Начнем с того, что сорт определяется исходя из уже обозначенных характеристик.
Ключевыми для определения являются порода дерева, габариты, качество распила, естественные характеристики листа: наличие сучков, трещин, сколов, проч.
Особенности разных сортов деревянной вагонки
Деревянная вагонка делится на 4 больших подтипа. Они могут носить разные названия, но суть остается прежней: от самой плохой до почти идеальной:
Также стоит отметить, что от сорта зависят не только внешний вид и простота монтажа, но также особенности эксплуатации, возможность установки в помещениях с уникальным микроклиматом, тонкости обработки, дальнейшего ухода. Подробный обзор необходимо начать от наиболее предпочтительной к откровенно плохой.
Вагонка сорта Экстра
Это практически идеальные листы из древесины средней плотности. Имеет красивый внешний вид, практически не имеет дефектов. Установка отличается простотой — собрать отделку стены при помощи скрытых скоб-кляймеров можно за несколько часов. Внешний вид такой вагонки, как правило, не портят гвоздями и саморезами. Экстра может использоваться для отделки любых помещений, ввиду своей устойчивости к влаге, температуре, бактериям. Дополнительная обработка подразумевает нанесение ровного слоя антисептика на водной основе, гидроизорлятора, финишного слоя декоративного лака, реже — цветной полупрозрачной краски.
Этот сорт выбирают для создания уникального дизайна жилого помещения: спален, гостиных, мест отдыха, реже — кухонь, бань, баров, бильярдных или других узкоспециальных помещений. Отделка служебных помещений древесиной высшего сорта нецелесообразна — стоимость одного куба такой отделки очень высока.
Это идеальный отделочный материал, который своими характеристиками превосходит большинство конкурентов.
1й сорт или «Премиум»
Главное отличие от ламелей Экстра в наличии крупных сучков и минимальных трещин. Вагонка такого типа также может быть использована для отделки жилых помещений любого типа. Перед ее установкой список необходимых защитных составов может пополниться специальной шпаклевкой по дереву, которой затирают наиболее опасные части ламели: вокруг сучка, в месте небольшой трещины.
Длина ламели может достигать 6000 мм. Ее вырезают из сердцевины крупных деревьев возрастом более 30-40 лет. Главное преимущество 1-го класса — возможность вырезать из доски фрагмент, ничем не уступающий Экстра. Если сучок или другое проблемное место располагается недалеко от конца доски, его можно отрезать ручной циркулярной пилой или лобзиком.
При отделке большого помещения со сложной геометрией (например — мансарда) комбинируют Экстра и Преимиум сорта вагонки, где более совершенные, с точки зрения эстетики, доски используют для плоскости стены, а Премиум разрезают на небольшие фрагменты, которыми зашиваются наклонные плоскости, стены за батареей. Из первого сорта можно быстро собирать мебель и фурнитуру. Разнообразные шкафчики будут иметь меньшую себестоимость, если использовать качественно разрезанную доску. Внешний вид не будет выделяться на фоне практически идеальных стен из Экстра.
Уход за таким покрытием предполагает регулярное мытье от грязи при помощи мыльного раствора. Покрывать ламели можно как бесцветным лаком, так и матовой краской. Именно сорт Премиум рекомендуется для отделки помещения, в котором предполагается использовать контрастные цвета. Темные оттенки хорошо скрывают сучки, при этом заказчик заметно экономит на стоимости материалов, а у мастера нет лишних проблем с установкой и подгонкой ламелей даже в проблемных местах.
2й сорт вагонки
Материал этого сорта уже имеет видимые изъяны в виде обилия сучков, трещин (до 3см длинной), сколов. Эта вагонка считается наиболее выгодной для отделки нежилых помещений — коридоров, кладовых, прихожих и т. д. Главная проблема такой вагонки в структуре дерева: допускаются сучки небольшого размера, которые считаются «проблемными». Через несколько лет эксплуатации, из-за процесса естественной сушки дерева, сучки могут буквально «выпадать», трещины — становиться больше.
Однако даже вагонка 2-го качества считается приемлемой для использования в квартире.
Она имеет хорошо вырезанные замки, ее сборка не доставит сложностей опытному мастеру.
С точки зрения декоративного использования, ламели 2-го сорта представляют интерес для дизайнеров благодаря необычному неоднородному узору, составленному из случайного чередования сучков, видимых волокон дерева и т. д. 2-й сорт является отходом от производства вагонки Премиум класса или выпиливается из внешнего кольца древесного ствола.
3й-сорт вагонки
Это наименее качественный тип, использование которого весьма ограниченно из-за крайне низких качеств. Помимо выпадающих сучков, в досках присутствуют:
- Крупные трещины;
- Сколы, неровности;
- Неправильно пропиленный замок;
- Чрезмерная кривизна доски;
- Некрасивая фактура.
3-й сорт выпиливается из внешнего кольца древесного ствола, а значит, внутри доски твердая сердцевина может соседствовать с мягким внешним слоем, что неизбежно приведет или к крупным трещинам, или к чрезмерному кручению доски во время сушки. Монтировать такой материал на стену тоже не представляется легким — мастера часто отказываются от работы с материалом низкого качества ввиду невозможности приемлемой подгонки отдельных листов на стену.
Применение этой вагонки весьма ограничено. Технические помещения, склад, гараж, подвальное помещение — вот примерный перечень использования такого материала. Распилить третий сорт на небольшие фрагменты для замены доски 2-го сорта также не представляется возможным — проблемные места есть на всей длине доски.
Габариты третьего сорта — еще один параметр, сдерживающий заказчиков от приобретения.
Ламель длинной 6000 мм невозможно произвести — доска будет неизбежно гнуться или треснет во время транспортировки.
Выбор оптимального материала для отделки
Как ни странно, Экстра пользуется меньшей популярностью среди заказчиков и строителей, чем Премиум. Небольшие допуски на 1м сорта полностью компенсируются невысокой средней ценой за куб вагонки. Возможность покраски любым типом краски или лака, долгий срок службы, красивый внешний вид все же остаются главными параметрами для заказчиков.
Экстра идеально впишется в дизайн офиса серьезной компании или подойдет для дома крупного бизнесмена. Отделка комнат в квартире этим материалом также возможна. Примеры дизайна комнаты, отделанной разными сортами вагонки, можно увидеть в тематическом альбоме на нашем сайте.
Для отделки банных, бань, мансард и других помещений второго порядка лучше использовать 1-й сорт вагонки. При правильном покрытии защитными средствами доска обеспечит 15-20 лет верной службы даже в условиях частого перепада температур, повышенной влажности.
3-й сорт имеет толк брать только для помещений третьего порядка — небольших кладовок, сараев, гаражей. Это очень неблагодарный материал, и даже низкая цена не становится главным выбором для бюджетных заказчиков. Также стоит учитывать мнение мастеров, которые могут отказаться работать с низкокачественным материалом. Может оказаться так, что даже при закупке необходимого количества листов + 20 % на случай отхода или брака вагонки не будет достаточно для отделки помещения из-за проблем с подгонкой.
Распространенные вопросы и ответы на них
В: Можно ли смешивать вагонку 1-го сорта со 2-м?
О: В теории, да. Однако, с практической точки зрения, это не обязательно. Разница в цене между ними не большая, а потому лучше приобрести достаточное количество доски Премиум класса.
В: Какие сорта вагонки лучше выбрать для отделки потолка?
О: Все зависит от площади. Для потолка на балконе или лоджии неплохо подойдет даже 2-й сорт вагонки. Если резать ламели так, чтобы максимально убрать проблемные сучки, то покрытие справится со своей задачей отлично.
Но для большой комнаты лучше остановиться на 1-м сорте из легких пород дерева. Стоит учесть то, что лишний раз делать отверстие в потолке чревато последствиями, а вес самой конструкции должен быть минимальным. Тонкая вагонка 1-го качества отлично выполнит свою задачу.
Если стоит задача не выбиться из общего дизайна, и заказчик требует вагонку Экстра, то стоит закупить листы минимальной толщины, вырезанные из дерева мягкой породы. Подобрать оптимальный цвет можно с помощью специальной палитры древесины, или прокрасив установленные ламели темным оттенком.
В: Как можно быстро рассчитать необходимое количество разных сортов вагонки для отделки большого помещения?
О: Если комната имеет необычную геометрию, достаточно поочередно вносить параметры каждой стены или фрагмента в калькулятор и высчитывать необходимое количество доски для отделки. Стоит отметить, что большинство складов не станут поставлять отдельно 3-4 листа конкретного сорта для заказчика. Если и комбинировать вагонку — стоит остановиться на двух типах: 1й и 2й или 1й и Экстра.
В: Есть ли разница между сортом А и 1м?
О: Это просто особенность номенклатуры. Они ничем не отличаются, ведь стандарт доски для всех предприятий один.
При заказе вагонки из-за рубежа в паспорте, скорее всего, будет указана буква. При заказе в России — число.
Также иногда производители или дистрибьюторы путают вагонку Экстра и Премиум. Стоит внимательно изучить внешний вид товара на предмет сучков. Если их нет — это доска высшего качества. Если есть, но крупные — это Премиум. Если присутствуют мелкие сучки — стоит сразу же менять своего поставщика. Скорее всего, вас пытаются обмануть.
Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики
Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для «сухой обшивки», однако дерево — это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку, а также какую вагонку выбрать, дабы избежать покупки материала низкого качества.
Что представляет собой вагонка?
Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.
Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.
Как изготавливается вагонка?
Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8–12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8–10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.
На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.
После этого изделия торцуются и сортируются — в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.
Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.
Преимущества классической вагонки
Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.
У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.
Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.
Свободное крепление — ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты — каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.
Какая вагонка лучше?
Итак, какая вагонка лучше? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.
Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.
В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, — дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.
Различные профили вагонки
Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны «шипом» образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными — такой тип часто используется для бани — и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.
Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.
Ещё один распространенный вид вагонки — двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.
Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.
Сорта вагонки
При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.
Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.
На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» — как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.
В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное — чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться «неживой».
Чем отличается евровагонка от обычной?
Разумеется, вагонка советского образца — та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, — со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.
Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество — несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.
Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и «производственные травмы» изделий.
Как выбрать вагонку оптимального размера?
Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.
С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще — 15–20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.
Отдельная тема — вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки — её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.
Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?
На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку — тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый «звоночек», который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий — из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.
Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.
Особенное внимание обратите на паз и гребень — на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!
Особенности монтажа и сферы применения вагонки
На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.
Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально — всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.
Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.
Цены на вагонку
Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант — например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.
Самая экономичная вагонка — сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница — вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже — от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая — от полутора тысяч!
Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.
Выбор сорта вагонки, ее классификация и сравнение
При строительстве бани вы неизбежно зададитесь вопросом, какой материал использовать для внутренней отделки. Каждый из материалов имеет свои свойства и может использоваться в различных условиях. В этой статье мы расскажем вам о том, как выбрать вагонку, о ее отличиях и сортах.
Если вы хотите узнать, как выбрать вагонку, сначала ознакомьтесь с ее преимуществами перед остальными отделочными материалами.
Так почему же вам необходимо выбрать вагонку:
- экологически чистый материал, подаренный самой природой;
- широкий выбор древесины, из которой она изготавливается;
- невысокая стоимость;
- простота монтажа;
- разнообразие видов и стандартов, на любой вкус;
- отличные теплоизоляционные свойства вагонки;
- устойчива к механическим повреждениям;
- широкий простор для творчества, можно окрасить в любой цвет, а также дополнительно декорировать.
Исходя из всех вышеперечисленных преимуществ вагонки, не удивительно, что на сегодняшний день именно она является самым часто используемым отделочным материалом из дерева. И по нашему мнению, эта популярность вполне оправдана.
Так какой сорт вагонки выбрать для отделки?
Как и большинство материалов из дерева, вагонка разделяется по качеству (сортности), обычно различают следующие сорта:
Иногда встречается обозначения «сорт 1, 2 или 3», они соответствуют сорту «А», «В» и «С» соответственно. Также «Экстра» или «Премиум» может называться «Высшим».
А теперь попробуем разобраться в отличиях, особенностях, преимуществах и недостатках каждого из этих классов. Это значительно упростит вам выбор и позволит сэкономить на приобретении данного обшивочного материала.
Сорт «Экстра»
Этот класс вагонки является наивысшим по качеству, эстетическим и эксплуатационным характеристикам. В ней не должно быть абсолютно никаких дефектов, ни сучков, ни сколов. Её поверхность идеально гладкая. Доска ровная, как правило, обладает ярко выраженным рисунком и красивой структурой, а для крепежа такой вагонки используются только специальный крепеж, дабы не портить внешний вид.
Поскольку такой идеальной древесины производится очень мало, то часто вагонку этого класса сращивают, что, впрочем, не сказывается на качестве конечной продукции. Во избежание повреждения при транспортировке данный тип вагонки помещается в вакуумную упаковку. Цены на вагонку класса «Экстра» конечно значительно выше, чем на доски других сортов, но за качество, как говорится, приходится платить.
Сорт А или «Премиум»
Данный сорт вагонки имеет несколько отличий от высшего. По сути, от «Экстра» ее отличает лишь небольшое количество здоровых сучков, которые не выпадут в процессе эксплуатации. Больше никаких дефектов не допускается, а стоимость вагонки сорта А может значительно отличатся от наивысшего сорта, что делает ее отличным вариантом для отделки помещений бани или сауны.
Сорт В
Этот класс можно считать бюджетным, он уже обладает рядом допустимых дефектов. На поверхности могут быть трещины (не сквозные, и не более 3 см), вмятины, выбоины, сучки, смоляные кармашки, даже допустимо не более 10% синевы. Такая вагонка подразумевает применение всевозможных шпатлевок, затирок и покрытий, чтобы скрыть большинство внешних дефектов. Стоимость такой вагонки обычно не высока, но ее монтаж потребует от вас дополнительного времени и усилий.
Сорт С
Вагонка сорта С (или 3-го сорта) ввиду своих низких эксплуатационных качеств и неказистого внешнего вида может применятmся в подсобных и не жилых помещениях. Большое количество дефектов, кривизна доски, выпадающие сучки, сквозные трещины – это далеко не весь набор всех недостатков, свойственных вагонке сорта С. Подгонка такой доски – это настоящие мучение для мастера, монтаж превращается в муки. Вагонку такого класса сложно рекомендовать к покупке, разве что радует цена.
Любая древесина – это живой материал, и поэтому он обладает вполне естественными недостатками, наиболее распространенными являются: сучки, трещины, смоляные кармашки, синева, гниль, обзол и червоточины, все они влияют на эстетичность материала. Вот наличием или отсутствием в различных пропорциях всех этих недостатков и определяется сорт вагонки. Соответственно внешний вид может сильно различаться в зависимости от класса.
Данный отделочный материал характеризует огромное количество вариантов, множество профилей, сортов и пород древесины, из которой ее изготавливают. А способы применения вообще ограничиваются только вашей фантазией, но поскольку мы специализируемся на определенной сфере, то можем сказать, какая вагонка для бани лучше в конкретно Вашем случае.
Сорта вагонки: от А и до Я
Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.
Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.
Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”
Виды сортов
В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:
- сучки;
- трещины;
- смоляные кармашки;
- засмолки;
- сердцевина;
- прорость;
- окрас;
- гниль;
- синева;
- обзол;
- червоточина;
- дефекты производства.
Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.
Вагонка класса “А”
В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.
Также вагонка сорта А не должна содержать:
Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.
Пример класса “А”
Вагонка класса “В”
Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.
Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.
При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:
- засмолки;
- сердцевины;
- окраску;
- прорость (на ширину не более 200 мм);
- синева (не больше 10%).
Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.
Пример класса “В”
Вагонка класс “С”
Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.
Она допускает наличие:
- засмолки;
- смоляных кармашков;
- прорости;
- сердцевины;
- окраски;
- синевы;
- гнили;
- червоточины;
- обзола.
Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 15 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.
Пример класса “С”
Вагонка класса “Экстра”
Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу. В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.
Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.
Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.
Область применения в соответствии с классификацией
Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.
- Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.
Пример класса “Экстра”
- Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
- Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
- Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.
Сауна из вагонки
Вывод
Выбирая для работы качественную вагонку из дорогих пород дерева можно превратить помещение в настоящий дворец. Этот материал отлично подходит для любых помещений, хорошо переносит покраску или обработку лаком, имеет потрясающий внешний вид и монтируется за короткие сроки. При этом он является одним из самых экологически чистых и имеет приятный запах.
Деревянная вагонка всегда будет одним из самых достойных и востребованных материалов для отделки помещений.
Как вам статья?