Вагонка какой сорт лучше: посадка и уход

Содержание скрыть

8 советов по выбору деревянной вагонки

Для облицовки балконов, фасадов, обустройства комнат и саун часто используется такой декоративный, практичный и натуральный материал, как деревянная вагонка. Она представляет собой подобие доски, параметры и профиль которой могут значительно отличаться, как и цвет, во многом зависящий от породы дерева. Более того, деревянная вагонка делится на несколько сортов, но даже при наличии маркировки на упаковке выбрать подходящий материал нужно уметь. Итак, как правильно выбрать деревянную вагонку и на что важно обратить внимание?

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

Читайте также:  Показать лучшие сорта малины: посадка и уход

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Как выбрать вагонку? Какую вагонку выбрать, виды, характеристики

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для “сухой обшивки”, однако дерево – это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку, а также какую вагонку выбрать, дабы избежать покупки материала низкого качества.

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8–12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8–10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются – в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5–8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление – ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты – каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Какая вагонка лучше?

Итак, какая вагонка лучше? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, – дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны “шипом” образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными – такой тип часто используется для бани – и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Ещё один распространенный вид вагонки – двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» – как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное – чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться “неживой”.

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца – та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, – со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68–126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8–10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество – несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68–126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10–15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и “производственные травмы” изделий.

Как выбрать вагонку оптимального размера?

Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще – 15–20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

Отдельная тема – вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки – её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку – тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый “звоночек”, который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий – из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень – на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Читайте также:  Земляника лучшие сорта: посадка и уход

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально – всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант – например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка – сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница – вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже – от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая – от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3–1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Выбор сорта вагонки, ее классификация и сравнение

При строительстве бани вы неизбежно зададитесь вопросом, какой материал использовать для внутренней отделки. Каждый из материалов имеет свои свойства и может использоваться в различных условиях. В этой статье мы расскажем вам о том, как выбрать вагонку, о ее отличиях и сортах.

Если вы хотите узнать, как выбрать вагонку, сначала ознакомьтесь с ее преимуществами перед остальными отделочными материалами.

Так почему же вам необходимо выбрать вагонку:

  • экологически чистый материал, подаренный самой природой;
  • широкий выбор древесины, из которой она изготавливается;
  • невысокая стоимость;
  • простота монтажа;
  • разнообразие видов и стандартов, на любой вкус;
  • отличные теплоизоляционные свойства вагонки;
  • устойчива к механическим повреждениям;
  • широкий простор для творчества, можно окрасить в любой цвет, а также дополнительно декорировать.

Исходя из всех вышеперечисленных преимуществ вагонки, не удивительно, что на сегодняшний день именно она является самым часто используемым отделочным материалом из дерева. И по нашему мнению, эта популярность вполне оправдана.

Так какой сорт вагонки выбрать для отделки?

Как и большинство материалов из дерева, вагонка разделяется по качеству (сортности), обычно различают следующие сорта:

Иногда встречается обозначения «сорт 1, 2 или 3», они соответствуют сорту «А», «В» и «С» соответственно. Также «Экстра» или «Премиум» может называться «Высшим».

А теперь попробуем разобраться в отличиях, особенностях, преимуществах и недостатках каждого из этих классов. Это значительно упростит вам выбор и позволит сэкономить на приобретении данного обшивочного материала.

Сорт «Экстра»

Этот класс вагонки является наивысшим по качеству, эстетическим и эксплуатационным характеристикам. В ней не должно быть абсолютно никаких дефектов, ни сучков, ни сколов. Её поверхность идеально гладкая. Доска ровная, как правило, обладает ярко выраженным рисунком и красивой структурой, а для крепежа такой вагонки используются только специальный крепеж, дабы не портить внешний вид.

Поскольку такой идеальной древесины производится очень мало, то часто вагонку этого класса сращивают, что, впрочем, не сказывается на качестве конечной продукции. Во избежание повреждения при транспортировке данный тип вагонки помещается в вакуумную упаковку. Цены на вагонку класса «Экстра» конечно значительно выше, чем на доски других сортов, но за качество, как говорится, приходится платить.

Сорт А или «Премиум»

Данный сорт вагонки имеет несколько отличий от высшего. По сути, от «Экстра» ее отличает лишь небольшое количество здоровых сучков, которые не выпадут в процессе эксплуатации. Больше никаких дефектов не допускается, а стоимость вагонки сорта А может значительно отличатся от наивысшего сорта, что делает ее отличным вариантом для отделки помещений бани или сауны.

Сорт В

Этот класс можно считать бюджетным, он уже обладает рядом допустимых дефектов. На поверхности могут быть трещины (не сквозные, и не более 3 см), вмятины, выбоины, сучки, смоляные кармашки, даже допустимо не более 10% синевы. Такая вагонка подразумевает применение всевозможных шпатлевок, затирок и покрытий, чтобы скрыть большинство внешних дефектов. Стоимость такой вагонки обычно не высока, но ее монтаж потребует от вас дополнительного времени и усилий.

Сорт С

Вагонка сорта С (или 3-го сорта) ввиду своих низких эксплуатационных качеств и неказистого внешнего вида может применятmся в подсобных и не жилых помещениях. Большое количество дефектов, кривизна доски, выпадающие сучки, сквозные трещины – это далеко не весь набор всех недостатков, свойственных вагонке сорта С. Подгонка такой доски – это настоящие мучение для мастера, монтаж превращается в муки. Вагонку такого класса сложно рекомендовать к покупке, разве что радует цена.

Любая древесина – это живой материал, и поэтому он обладает вполне естественными недостатками, наиболее распространенными являются: сучки, трещины, смоляные кармашки, синева, гниль, обзол и червоточины, все они влияют на эстетичность материала. Вот наличием или отсутствием в различных пропорциях всех этих недостатков и определяется сорт вагонки. Соответственно внешний вид может сильно различаться в зависимости от класса.

Данный отделочный материал характеризует огромное количество вариантов, множество профилей, сортов и пород древесины, из которой ее изготавливают. А способы применения вообще ограничиваются только вашей фантазией, но поскольку мы специализируемся на определенной сфере, то можем сказать, какая вагонка для бани лучше в конкретно Вашем случае.

Выбор вагонки: изучаем виды, сорта, цены

Название этого отделочного материала было связано с железными дорогами.

Для обшивки внутреннего пространства пассажирских вагонов раньше использовали плоскую и длинную доску, на боковых гранях которой делались замковые соединения «шпунт-паз».

Сегодня вагонка утратила свою транспортную «составляющую» и стала чрезвычайно популярной в других сферах – строительстве и ремонте. Этим красивым и экологичным материалом обшивают разные виды плоских поверхностей, начиная от стен и заканчивая массивной мебелью.

Кроме внутренней интерьерной отделки, некоторые сорта вагонки применяют для наружной облицовки зданий.

Помимо высокой эстетики деревянная вагонка — исключительно технологичный материал, простой и удобный в работе. Он не нуждается в дорогостоящей подготовке поверхности. Под облицовку вагонкой не требуется штукатурка, шпаклевка и грунтовка. Достаточно ровно и прочно зафиксировать на стене обрешетку из деревянных брусков или стального профиля.

Материал для изготовления облицовочной доски — древесина хвойных (сосна, ель, лиственница, кедр, пихта) и лиственных (осина, липа, бук, дуб и ольха) пород.

Выбор вагонки в зависимости от вида древесины имеет свои особенности. Например, сосна, кедр и ель отлично подходят для внутренней отделки, поскольку имеют красивую текстуру поверхности по всей длине. При этом сосновой вагонкой нельзя облицовывать парильные отделения бань. Под действием высокой температуры она выделяет смолу, обладающую резким запахом.

Древесина бука или дуба очень красивая, но при этом довольно дорогая и трудоемкая в обработке.

Выбирая виды вагонки для наружной отделки, следует отдавать предпочтение хвойным породам. Высокое содержание смолы делает их стойкими к увлажнению и гниению. Из лиственных пород для этих целей подходит только ольха.

Основные характеристики вагонки

Кроме вида древесины, как важного классифицирующего признака, производители делят вагонку по таким критериям:

1. Степень влажности. Облицовочная доска естественной влажности и сухая (содержание воды от 10 до 15%) отличаются друг от друга по цене и свойствам.

Сухая вагонка на 25-30 % дороже, поскольку проходит энергозатратную процедуру удаления влаги. Она меньше коробится и трескается.

2. Геометрические размеры вагонки и форма профиля. Здесь различают стандартную вагонку, евровагонку, блокхаус и облицовочную доску «под брус».

Толщина стандартной (ГОСТовской) отделочной доски может составлять от 12 до 25 мм, ширина — до 150 мм, а максимальная длина 6 000 мм.

При этом гостовская вагонка толщиной 12 — 16 мм чаще всего применяется для внутренней отделки. Более толстая вагонка 16 — 25 мм оптимальна для наружной обшивки.

Наибольшим спросом сегодня пользуется евровагонка, у которой более широкий (8 мм) шпунт, защищающий стыки от образования щелей при усушке древесины. Кроме этого, на обратной стороне у нее есть желобки для вентиляции. Толщина евровагонки неизменная и составляет 12,5 мм при ширине от 60 до 160 мм. Ее длина находится в диапазоне от 1,8 до 6 метров.

Существуют две основные разновидности евровагонки — «Стандарт» и «Софт Лайн». У первой прямые фаски, а у второй они скругленные.

Блокхаус — вагонка, имитирующая оцилиндрованное бревно. Ее лицевая сторона имеет полукруглую форму. Блокхаус, как правило, используют для внешней отделки стен зданий.

Вагонка «под брус» пришла к нам из-за океана, потому ее второе название – «американка». Это строганная доска со шпунтом и пазом. Благодаря срезанным боковым граням ее профиль точно имитирует деревянный брус.

По сравнению с обычной и евровагонкой «американка» более широкая, массивная и прочная. Поэтому основное место ее применения — облицовка наружных стен. Толщина профиля у этого вида облицовочной доски начинается от 20 мм при ширине от 140 мм.

Представленные на рынке сорта вагонки производят в соответствии с требованиями одного из двух стандартов – российского ГОСТ 8242-88 и европейского DIN 68-126. Последний используется для евровагонки и делит ее на три базовых сорта или класса – A, B и C.

Некоторые отечественные производители предлагают облицовочную доску «Экстра», не предусмотренную евростандартом. У нее нет сучков и прочих дефектов, но цена такого материала почти в 2,5 раза выше стоимости сорта А.

Отличительные признаки сортов

Основные отличия между сортами вагонки — визуальные. Именно их подробно и четко регламентируют стандарты.

К сорту А относят древесину, у которой нет синевы, гнили и смоляных карманов. Сучки здесь допустимы, но только светлые, здоровые и сросшиеся, которые не выпадают после усушки.

Вагонка класса В может иметь смоляные карманы, а также здоровые и несросшиеся сучки.

В наиболее дешевом сорте С стандарт допускает синеву, выпадающие сучки и обзол на тыльной части профиля.

Ориентировочные цены

При покупке вагонки не нужны глубокие знания эксперта деревообработки. Однако, основные критерии выбора следует знать, чтобы купить качественный материал и при этом не переплатить.

Сухая облицовочная доска отличается от материала естественной влажности по весу. В этом нетрудно убедиться, подержав в руках две планки, одинаковые по размеру, но разные по цене.

Если сосновая евровагонка сушилась в камере, то за 1м2 (сорт А) продавцы просят от 200 до 450 руб. Цены на такой же материал, но естественной влажности находятся в диапазоне от 130 до 300 руб. за 1м2.

Стоит отметить, что цены могут существенно отличатся в зависимости от региона продажи, как правило, в центральной части цены значительно ниже.

Ориентировочная стоимость сухой сосновой евровагонки сорта В – 180-350 рублей за квадрат.

Сушеная облицовочная доска сорта С из ели и сосны продается на рынке по 140-250 руб/м2.

Сегодня цена за м2 вагонки из липы (сорт А) составляет от 500 до 800 руб. Тот же материал, но класса «Экстра» обойдется вам от 650 до 850 рублей.

Доску из лиственницы продают по таким ценам: сорт С – 330-600, В – 400-750, А – 530-900 и «Экстра» — 1150-1300 руб./м2.

Дубовая и кедровая вагонка относится к категории элитных отделочных материалов. За 1 м2 класса «экстра» производители просят от 1200 рублей.

Следует отметить, что у крупных производителей цена облицовочной доски не зависит от ее длины. Мелкие продавцы стараются заработать на этом и расценивают вагонку в зависимости от длины (чем длиннее доска – тем дороже). При этом разница в цене может достигать 10-15%.

Рекомендации по выбору

Решая, какую вагонку лучше выбрать, следует учитывать сортовые свойства древесины и условия ее эксплуатации. Как мы уже говорили, сосновой вагонкой нельзя пользоваться для облицовки парилки, но ее можно ставить в предбаннике и комнате отдыха. Она хорошо подходит для интерьерной отделки и облицовки наружных стен дома.

Еловая вагонка влагостойка и не боится грибка. Она быстро сохнет и не темнеет со временем. Поэтому ее можно покупать для отделки балкона и других поверхностей, подвергаемых периодическому замачиванию.

Ольховая, кедровая и липовая отделочные доски отличаются низкой теплопроводностью. Они устойчивы к высокой температуре и влажности. Этими материалами можно облицовывать стены парильного отделения бани, а также применять их для отделки полок. Даже при сильном нагреве воздуха липовая и ольховая древесина не обжигают кожу.

Ценным свойством ольховой вагонки является минимальный процент коробления, поэтому отделка из нее не теряет внешнего вида после долгой эксплуатации.

Выбирая вагонку, нужно обращать внимание не только на дефекты древесины, но и на геометрию доски. Если она сильно изогнута или скручена по длине, то сделать ровную облицовку будет очень сложно.

В этом случае замковые соединения и крепежные кляймеры вам не помогут. При попытке закрепить в одной плоскости деформированную доску внутренние напряжения могут оторвать шип или вызвать появление трещин на пазовом замке.

При выборе вагонки отбраковывайте доски со смоляными карманами и одиночными (выпадающими) сучками. Бороться с выходом смолы на поверхность древесины очень сложно, а выпадающий сучок может испортить внешний вид облицовки.

Как правильно подобрать вагонку

Вагонка, или деревянный сайдинг из досок, пришла в архитектуру еще в те времена, когда судостроение было деревянным. Именно из него был взят метод наложения внешних досок друг на друга внахлест, чтобы дождевая вода могла беспрепятственно скатываться вниз.

Сам термин родился от немецких бочковых досок, поэтому неудивительно, что первая вагонка была немного изогнутой под диаметр бочки. Со временем для лучшего прилегания стали использовать фаску, а затем перешли к современному типу соединения шип-паз.

Преимущества деревянной вагонки

Основных видов материалов для сайдинга три: дерево, металл и пластик (к ним еще примкнул цемент, но он менее популярен). Деревянная вагонка среди них имеет следующие преимущества:

  1. Малый вес. Это ведет к более дешевой транспортировке и отсутствию необходимости укреплять фундамент, что также могло влететь в копеечку.
  2. Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски занимает меньше времени и сил, чем у других типов сайдингов.
  3. Экологичность. Пластиковые сайдинги могут вредить здоровью (например, при использовании в жарком климате при нагреве они могут выделять соединения хлора), так как не всегда производители и продавцы следят за качеством изделий.
  4. Внешний вид. Качественный деревянный сайдинг повышает привлекательность вашего дома и может повысить его цену при перепродаже.
Читайте также:  Лучшие сорта ультраскороспелых помидор: посадка и уход

Впрочем, есть у деревянной вагонки и минусы. Она дороже пластиковой (правда, и прослужит дольше), способна поддерживать горение (этот недостаток можно устранить противопожарной пропиткой), требует регулярного ухода и уязвима для влаги, плесени и насекомых. Правда, и эти проблемы можно решить соответствующей обработкой и правильным монтажом.

Долговечность вагонки зависит от климата. Холодные зимы лучше, чем теплые, поскольку чем выше температура, тем быстрее сохнет дерево. Хуже всего нестабильный климат, так как заморозки и оттепели влияют на древесину сильнее.

Чем отличается обычная вагонка от евровагонки

Отличия российской вагонки от зарубежной, в основном европейской – в технологии производства и требованиям к качеству. Как правило, евровагонка имеет более четкую геометрию и более широкий шип, что позволяет избежать изменений профиля под воздействием влаги и температуры и, следовательно, появления трещин.

Также различия могут заключаться в других размерах – каждый производитель и каждая страна могут использовать свой формат.

Помимо этого, евровагонка хранится на складах с тщательно выверенной температурой, что гарантирует хорошую просушку.

Какого размера нужна вагонка

Размерностей, интересующих нас, три: длина, ширина и толщина. В первую очередь определитесь, вертикальный у вас будет сайдинг или горизонтальный, и померьте длину стен – это даст вам длину вагонки. Старайтесь рассчитать все так, чтобы получалось как можно меньше отходов, ведь это ваши деньги.

Ширина не так критична, как длина, и может быть практически любой. Однако помните, что чем шире доска, тем более она восприимчива к нагрузкам – а значит, больше шанс ее деформации или поломки.

Толщина вагонки зависит от условий эксплуатации: внутри помещения можно обшить стену самой тонкой, на внешней стене дома лучше взять доску потолще: она и прочней, и лучше прижимает утеплитель (если вы его, конечно, используете). О том, как избежать брака при монтаже вагонки поверх утеплителя, читайте ниже.

Какая-древесина-лучше” >

Какая древесина лучше

Выбор типа древесины обусловлен не только вашим бюджетом (цены разных пород деревьев могут отличаться в 2-3 раза), но и местом использования вагонки. Используются, например, следующие виды:

  1. Сосна. Самый доступный, в том числе по цене, сайдинг. Хорошо обрабатывается и окрашивается. Однако бывает трудно найти сосновую доску без сучков, что может подпортить внешний вид.
  2. Ель. Похожа по характеристикам на сосну, однако из нее можно изготовить более длинные доски. Так же, как и сосновый сайдинг, не защищена от гниения, так что обязательно должна быть обработана соответствующими составами перед установкой.
  3. Кедр. Хорошо окрашивается, более устойчив к действию влаги, не так вкусен для насекомых и противостоит гниению. Вместе с тем это один из самых дорогих материалов.
  4. Красное дерево. Противостоит усадке, требует меньшего ухода, содержит мало смолы. Также один из самых дорогих материалов.

Какой-профиль-вагонки-лучше” >

Какой профиль вагонки лучше

Профилей вагонки на рынке много: каждый производитель хочет выделиться среди конкурентов, что ведет к обилию профилей сечения, размеров и форм замка, качества лицевой и задней поверхности и другим параметрам доски.

В основном отличия заключаются в профилях:

  1. Обычная вагонка. После монтажа заметен шов между досками.
  2. Софтлайн. Вагонка с закругленными углами. Больше подходит для отделки внутренних помещений, в том числе саун и бань.
  3. Штиль. Тип с менее заметным швом, нежели у обычной вагонки. Может быть как с закругленными углами, так и с обычными.
  4. Блокхаус или брус. Имитация бревна или бруса соответственно – скругленная или плоская со скошенными углами лицевая сторона.

Особое внимание обратите на наличие на тыльной стороне вентиляционных каналов вдоль всей доски. Если вы используете вагонку внутри отапливаемого помещения и отсутствием влаги между ней и стеной, то вентканалы не так уж необходимы. Однако в помещениях неотапливаемых, с повышенной влажностью (например, в бане) или на открытом воздухе такие прорезы обязательны. Они увеличивают срок службы древесины и облегчают уход.

Какой сорт вагонки лучше выбрать

В настоящее время производство российской вагонки регулируется ГОСТ 8242-88 («Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства»), а в Европе действует немецкий стандарт DIN 68126/86.

Вся произведенная продукция разделяется на четыре сорта:

  1. Премум (или экстра). Сучки и трещины отсутствуют, дефекты могут присутствовать только на обратной стороне.
  2. Класс А. Отличается от премиума доспустимостью одного сучка диаметром не более 10 мм на один погонный метр вагонки, а также небольших несквозных трещин.
  3. Класс В. Количество сучков не ограничено, а их размер может достигать трети ширины доски. Также могут присутствовать карманы и сквозные трещины.
  4. Класс С. Вся остальная вагонка с дефектами как на лицевой, так и на тыльной стороне.

При покупке не сильно обращайте внимание на маркировку, потому что производители любят пользоваться собственными техническими условиями, которые могут обеспечивать неудовлетворительное качество. Поэтому обязательно сами оцените качество древесины. Что же касается выбора сорта, то вагонку класса С обычно используют в подсобных помещениях (сарай, гараж и так далее). Для внутренней отделки жилых помещений или бань и саун она обычно не применяется.

Более подробная информация по дефектам приведена в таблице ниже.

Дефекты

Сорт А

Сорт В

Сорт С

Сучки

Недопустимо – вывалившиеся сухие сучки.

Допустимо – живые, срастившиеся сучки без лимитации, повреждения на сучках на торце, незаметные на обратной стороне, сколы на сучках на пазе на нижней кромке.

Допустимо – отсутствующие сучки до 20 мм диаметром числом две штуки на всю поверхность доски.

Допустимо – дырки диаметром более 20 мм.

Трещины

Допустимо – на срезе размером с ширину ламели и микротрещины.

Допустимо – на срезе размером до 300 мм вдоль волокон

Допустимо – в том числе сквозные

Сердцевина

Допустимо – объемом не более половины длины ламели из расчета не более чем 20 % ламелей в упаковке.

Креневая древесина (древесина под корой)

Допустимо в небольшом объеме.

Допустимо, если не влияет на качество монтажа

Смоляные кармашки

Допустимо – размер до 6 мм в диаметре и в количестве не боле двух штук на всю длину доски.

Засмоленные участки у сосны

Допустимо – немного засмоленные участки не более чем у 10 % досок в упаковке.

Прорость (заросшая рана с щелевидной полостью)

Допустимо, если не превышает половину ширины ламели.

Поражение насекомыми

Допустимо три очага на одну ламель из расчета не более 5 % пораженных ламелей в упаковке.

Гниль

Посторонние оттенки

Допустимо – до 10 % площади лицевой стороны у 10 % ламелей в упаковке, без синевы.

Допустимо – розовые и блекло-синие полосы, без синевы.

Обработка

Допустимо – незначительные дефекты строгания, в том числе шероховатость и мелкие вырывы в кромке в зоне сучков.

Допустимо – дефекты строгания, не влияющие на процесс монтажа.

Допустимо – дефекты строгания, не ухудшающие прочностные характеристики и внешний вид.

Как отличить вагонку низкого качества

Основных причин, которые могут испортить вагонку, всего две.

  1. Неправильные условия хранения. Если не обеспечены требования по влажности, то древесина будет впитывать воду и впоследствии при сушке изгибаться.
  2. Плохая распиловка. Косые торцы, неравномерная длина, кривые пальцы – все это может стать неприятным сюрпризом.

Перед покупкой обязательно посмотрите качество вагонки, которую вы покупаете. Если у вас большие объемы, а убедиться в качественности нет возможности (например, изделия замотаны в стрейч-пленку), то купите на пробу одну упаковку. Если все в порядке, просто докупите оставшееся количество, а если качество не устроит, вы не потеряете деньги.

Как избежать брака при монтаже

Иногда количество досок берется впритык, и потом приходится еще раз ехать в магазин, потому что часть сайдинга при крепеже испортилось. Как свести такой брак к минимуму?

  1. Используйте крепеж достаточной длины. Самая распространенная причина, по которой вагонка трескается в местах крепежа при использовании ее поверх утепления – это слишком короткие гвозди. Со временем они из-за тепловых и водных воздействий ослабевают, и вся конструкция начинает расшатываться, нарушая целостность соединения.
  2. Убедитесь, что гидроизоляция сделана правильно – тогда вода не будет портить сайдинг. Вторая по частоте брака причина – конденсат, намерзание льда или дождевая вода между стеной и вагонкой.
  3. Убедитесь, что доски правильно хранились, то есть хорошо высушены, на них нет большого количества заболони (слоя дерева непосредственно под корой – в этом случае высок риск перекручивания доски). Слишком тонкие и слишком широкие доски испытывают большие нагрузки и для них выше шанс повредить их при монтаже.

-Советы-по-уходу” >

Советы по уходу

Помните, что если вы используете вагонку на открытом воздухе, то ее нужно обязательно загрунтовать, покрасить или покрыть лаком, иначе уже через несколько лет доски начнут гнить, плесневеть и разрушаться. Обновляйте защитный слой каждые несколько лет, чтобы предотвратить порчу сайдинга. Не забывайте про торцы, которые особенно уязвимы для погодных воздействий из-за более шероховатой поверхности – обработайте их герметиком. Другие средства не подойдут, так как волокна с торца впитывают жидкость в 250 раз быстрее, чем они же, распиленные вдоль, и ваша защита просто уйдет вглубь и перестанет работать.

Также помните, что защищать доску нужно со всех сторон, в том числе и с той, которой она крепится к дому. В противном случае конденсировавшаяся вода быстро всё испортит.

Рекомендуется перед покраской грунтовать вагонку, так как это обеспечивает дополнительный защитный слой, да и краска будет лучше ложиться.

Если произошла протечка жидкости (от дырки в крыше во время дождя или при аварии на водопроводе и канализации), не забудьте проверить состояние сайдинга. Помимо прямого повреждения водой, на вагонке может завестись плесень.

Как уничтожить плесень на вагонке

Плесень не просто выглядит неэстетично – она чревата поражениями кожи, отравлениями, ринитом, бронхитом и тому подобными малоприятными вещами. Так что если вы заметите на сайдинге подозрительные пятна, то самый простой способ их удалить – обработать колонию уксусом, ведь даже 5 % раствор уксуса способен убить 99% процентов бактерий и 80 % вирусов. Так что просто возьмите ручной пульверизатор и как следует полейте «дорожки» плесени. Также можно использовать 3 % раствор перекиси водорода. Другой распространенный способ – использование отбеливателя (стакан на литр воды или же литр средства на три литра воды).

После обработки оставьте средство на плесени на несколько часов, а затем тщательно соскребите и помойте водой с мылом. Убедившись, что видимая плесень исчезла, обработайте место локализации антигрибковой грунтовкой (при необходимости – несколько раз), и, если есть желание, заново покрасьте «пораженный» участок.

Особенности ухода за деревянной вагонкой

Это один из наиболее популярных и востребованных стройматериалов, используемый в облицовке фасадов и интерьеров зданий различного назначения. Грамотный уход за деревянной вагонкой позволяет не только поддерживать её эстетичный, привлекательный внешний вид, но также существенно продлевает срок службы и обеспечивает защиту от большинства негативных факторов.

Кроме того, деревянная вагонка является одной из самых старых разновидностей отделочных материалов, которые изначально применялись для обшивки железнодорожных вагонов, откуда и получила свое название. Современные технологии обработки заметно усовершенствовали эксплуатационные характеристики вагонки, а также значительно упростили процедуры монтажа и последующего ухода.

Виды вагонки

Различные виды вагонки отличаются друг от друга сортом древесины и профилем, а также классифицируются по степени качества. Каждая разновидность имеет свои определённые достоинства и недостатки.

В качестве древесины для изготовления деревянной вагонки используют преимущественно хвойные породы, а также дуб, ясень или ольху. Однако наиболее распространенной является вагонка из сибирской лиственницы. Такая древесина обладает превосходными эксплуатационными характеристиками, устойчивостью к механическим повреждениям, атмосферным воздействиям и перепадам температур. Кроме того, это отличный вариант для наружной отделки частного дома, обеспечивающий не только привлекательный внешний вид фасада постройки, но также сохранение тепла и создания особого микроклимата внутри помещения.

Внутренняя отделка деревянными панелями «дышит» и регулирует уровень влажности, поглощая влагу при её избытке и выделяя в случае недостатка. Помимо этого, не стоит забывать о естественной красоте и приятном запахе натуральной древесины.

Деревянная вагонка делится на 4 основных класса, отличающихся качеством и степенью обработки исходного материала:

  1. «А» — представляет собой панели, которые не содержат сердцевин, а на каждые 1.5 метра изделия приходится не более 1 сучка или несквозных трещин;
  2. «В» — подразумевает наличие четырех сучков на 1.5 метра материала, а также несколько смоляных кармашков и не более двух трещин;
  3. «С» – это доска, содержащая до двух сучков, несквозные трещины, смоляные кармашки, незначительные повреждения, трещины и пятна контрастирующей окраски;
  4. Экстра-класс – идеальная деревянная вагонка, не имеющая сучков и каких-либо дефектов древесины.

Кроме того, данный материал делится и по типу профиля, а именно обычный и, так называемую, евровагонку. Первый представляет собой четверть доски, толщиною до 20 мм и со снятыми вдоль продольных плоскостей фасками. Евровагонка характеризуется более высоким качеством обработки и предусматривает особую систему крепления. С тыльной стороны панели находятся вентиляционные отверстия, препятствующие образованию конденсата. Такой материал одинаково успешно применяется, как во внутренней, так и наружной отделке.

Наибольшей популярностью пользуется вагонка типа блок-хаус, имитирующая натуральное, оцилиндрованным дерево. Такая облицовка придаст фасаду потрясающий внешний вид и позволит создать особую, неповторимую атмосферу.

Как правильно выбрать

Существует большое количество рекомендаций, о том, какую вагонку лучше выбрать, однако ключевыми факторами при окончательном решении являются тип древесины и условия помещения. Как уже упоминалось выше, для изготовления такого материала используются различные сорта древесины, каждый из которых обладает своими, определенными свойствами и, соответственно, эксплуатационными характеристиками.

Самым доступным вариантом на отечественном рынке строительных материалов является доска из хвойных пород древесины: сосны или ели. Она станет хорошим вариантом для внешней отделки, однако стоит помнить, что непокрытая лаком или краской сосна со временем начинает темнеть. Кроме того, под воздействием высоких температур хвоя начинает выделять смолу, что создает эффект так называемой «липкой доски».

Вагонка из сибирской лиственницы устойчива к различным механическим и природным негативным воздействиям, а также имеет приемлемую, по сравнению с элитными породами древесины, стоимость.

Доска, изготовленная из кедра или липы – отличный выбор для облицовки помещений с повышенной влажностью (сауны, бани, ванные комнаты). Она не выделяет смолу и обладает приятным, успокаивающим ароматом. Кроме того, такая древесина имеет превосходные звукоизоляционные качества.

Дуб считается одним из наиболее элитных сортов дерева, что обуславливает его высокую стоимость. Однако превосходные прочностные характеристики, долговечность и уникальная фактура делают его не менее востребованным отделочным материалом.

Правила ухода за деревянной вагонкой

Внутренняя и наружная отделка вагонкой – это оптимальное решение для хозяев, которые заботятся о состоянии своего жилища. Внутренняя облицовка отделка позволит создать уютную, приятную атмосферу и микроклимат, а внешняя защитит фасад от воздействия негативных факторов.

В целях защиты от различных атмосферных воздействий, а также сохранения эстетичного внешнего вида вагонка, как правило, покрывается слоем бесцветного лака, который нужно периодически обновлять. Правильная обработка вагонки перед покраской или лакировкой заключается в тщательной очистке поверхности от любых загрязнений, неровностей, заделки дефектов, щелей и зазоров. Специальные лаки и пропитки позволяют подчеркнуть фактуру натуральной древесины и изменить ее цветовой оттенок.

Для более эффективной защиты и последующего ухода за деревянной вагонкой используются специализированные лаки, защитные составы, антисептики, грунтовки, воск и био-масла. Благодаря этому, покрытие долго сохраняет свои эстетические и эксплуатационные качества, обеспечивая комфорт на протяжении многих лет службы.

Ссылка на основную публикацию