Для чего люди выращивают культурные растения 2 класс

Урок по окружающему миру (2-й класс). УМК “Перспективная начальная школа”. Тема: “Для чего люди выращивают культурные растения?”

Класс: 2

Выяснить: для чего выращивают культурные растения?

Задачи урока:

  • Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих
  • Познакомить с культурными растениями разных групп
  • Расширить кругозор учащихся о культурных растениях.
  • Оборудование:

    • учебник,
    • хрестоматия,
    • тетради для самостоятельной работы,
    • компьютер,
    • экран,
    • мультимедийный проектор.

    Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба “Мы и окружающий мир”,

    Дети предварительно рассаживаются по группам. Всего 3 группы.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный моментУстановочная беседа.

    Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.Дети находят тему и страницу в учебнике

    2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урокаУчитель на доске записывает задание для всех присутствующих составить доклад на тему: “Культурные растения нашего края”

    Знакомство учащихся с целью урока

    Презентация слайд 1Дети обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься

    3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материалаВсем ученикам предлагается подумать над вопросом председателя клуба Кости Погодина: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?

    1)Какие бывают растения?

    Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?

    2)Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

    .(слайд №3)Ученики высказывают своё мнение

    Читают стр. 87-88 находят отличие

    Осуждают Машины наблюдения и Мишины.

    Работа со слайдами.

    Наблюдение, сравнение, вывод.

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач2)Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной .работы, упражнение №50,№51№50.Учащиеся читают названия растений. Знаком синего цвета отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений.

    №51Учащиеся в предложенном списке

    Подчёркивают названия культурных растений красной чертой, дикорастущих – синей. Затем выписывают названия растений, которые подчёркивают дважды (яблоня, груша, земляника,

    малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими.

    5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыковРабота в группах .Работа с учебником (слайд №4).

    1. Необходимо сравнить, как Миши наделил на группы растения и как Маша разделила по каким признакам?

    2.Ученикам предлагается дополнить схему Маши и Миши.

    3.Работа с тетрадями для самостоятельной работы №52В группах выполняют задание. Читают текст в учебнике

    В группах находят и обсуждают отличия . Затем делают вывод: Миша – для чего человек выращивает, а Маша какие культ. растения они выращивают?

    Основание для деления – место ,где выращиваются растения.

    6.Динамическая паузаУчитель предлагает ученикам игру “Путаница” Он называет каждую группу растений и показывает движения .Дети должны выполнить движения правильно ,даже если учитель нарушит условие игры и на заданную группу покажет другое упражнение.

    7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗуновВ начале урока учитель на доске записал задание для учеников составить доклад на тему: “Культурные растения нашего края”.Учитель объясняет ,что доклад будет составляться в ходе работы и ответов групп.

    Работа в группах. Каждая группа вытягивает карточки с названием растения. После подготовки ,на которую уходит 2-3 минуты они должны сказать:

    2.Для чего нужно людям?,

    3.Какие разновидности знаете?

    Каждое выступление сопровождается слайдами учителя

    1 гр – плодовые слайд №5,6,

    2 гр- овощные слайд №7,8,

    3 гр- декоративные слайд №9,10

    1гр – лекарственные слайд №11,12

    2гр – прядильные слайд №13

    3 гр – зерновые слайд №14Готовят выступление (2-3 минуты)

    8.Рефлексия деятельностиСлайд №15

    Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке

    Урок окружающего мира во 2 классе “Для чего люди выращивают культурные растения?”
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме “Для чего люди выращивают культурные растения?”(УМК “Перспективная начальная школа”). Презентацию урока вы сможете посмотреть, пройдя по ссылке https://docviewer.yandex.ru/view/82913282/?*=8kgWnGkKX%2FDuK7m8LfHm8ylLe.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka.docx196.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по окружающему миру

    2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

    Цель урока: Выяснить: для чего люди выращивают культурные растения; назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих; познакомить с культурными растениями разных групп.

    создать условия для развития у учащихся умения:

    – выделять отличительные признаки культурных растений;

    – классифицировать культурные растения по группам (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, масличные, бобовые), использовать учебник, хрестоматию для поиска информации.

    создать условия для развития у учащихся:

    – интереса к новому учебному материалу;

    – умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

    – коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

    формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

    действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

    использовать при выполнении заданий материалы учебника, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

    ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

    Оборудование: мультимедийная презентация, электронная тетрадь, карточки для работы в парах.

    1. Организационный момент.

    – Мои юные любители природы, сегодня у нас очередное заседание клуба, на котором мы продолжим познавать окружающий нас мир.

    – Каким вы хотели бы видеть наш урок? (Полезным, интересным, познавательным, развивающим, плодотворным).

    – Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок ? (Активность, дисциплинированность, внимательность, обдуманность, организованность, самостоятельность, трудолюбие).

    У всех хорошее настроение? Я желаю вам успехов. В добрый путь! Я надеюсь, что у нас всё получится.

    2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

    – А начнем наш урок с просмотра фрагмента известного всеми вами мультфильма «Смешарики».

    (Просмотр фрагмента с 57 сек. по 1 мин.31 сек.)

    – О чём мультфильм?

    (Копатыч борется с сорняками. Сорняки лишние мешают расти овощам на огороде.)

    – Подумайте, какое это имеет отношение к уроку окружающего мира?

    3. Постановка темы и целей урока.

    – Давайте определим тему урока.

    -О каких растениях будем говорить? (Надо узнать о растениях, которые выращивает человек. Для чего он выращивает эти растения?)

    – Какой основной источник знаний помогает подтвердить или опровергнуть наше предположение? (Учебник)

    – Обратимся к оглавлению. Найдите нужную главу. Какова тема урока?

    (Для чего люди выращивают культурные растения?)

    – Давайте подумаем, чему вы должны научится на этом уроке? Определим цель урока.

    – А на помощь к нам приходит Миша, герой наших учебников.

    – Посмотрите, Миша уже записал цели урока, прочтите их. Вы согласны с ним?

    – Выберите цели подходящие к нашему уроку.

    Узнать что такое «культурные» растения.

    Учиться различать «культурные» растения от «дикорастущих»

    На уроке узнаем, что такое растения.

    Узнать для чего люди выращивают «культурные растения».

    Узнать, чем питаются растения.

    Научиться делить «культурные» растения на группы.

    4. Формирование новых знаний.

    – Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы)

    -Какое значение для человека играют растения? (кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ)

    -А на какие ещё группы делятся растения? (Растения – хвойные , цветковые, папоротники, мхи, водоросли)

    – Можем ли мы прямо сейчас выделить группу «культурных» растений?

    – Откройте учебник на с.88, рассмотрите картинку.

    – Какие растения посажены в саду?

    – Как называется растение, которое растёт рядом с яблоней? (Репейник)

    – Помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник, а кто посадил землянику?

    – Посмотрите на экран. Земляника бывает лесной, а бывает и садовой.

    – Так в чём же отличие этих ягод? (Садовая земляника крупнее)

    – А кто пробовал яблоки с дикой яблони? Поднимите руки.

    – Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? (Они меньше размером, очень кислые).

    – Как называются растения, которые растут в лесу, в поле? (Дикие)

    -Значит лесная земляника, какая? (дикая)

    – А тогда садовая земляника, какая? (культурная)

    – Как бы вы дали определение «культурным» и дикорастущим растениям?

    – Дикорастущие – это растения? Культурные – это?

    -Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю.

    Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

    Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

    -Какие растения называют культурными? Выберите верный вариант ответа.

    5. Работа в парах: по тетради и по карточкам.

    – Откройте тетради на с.36, найдите задание №50. Прочитайте задание. Работаем в парах, обсуждаем, помогаем друг другу выбрать правильный ответ. А к доске пойдет пара …

    (Проверка задания по электронной тетради)

    Выполним задание под №51(карточка).

    – Разобрались, какие растения мы называем «культурными»?

    Во дворе стоит сосна

    Во дворе стоит сосна,

    К небу тянется она.

    Тополь вырос рядом с ней,

    Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

    Ветер сильный налетал,

    Все деревья раскачал. ( Наклоны корпуса вперёд-назад.)

    Ветки гнутся взад-вперёд,

    Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

    Будем вместе приседать —

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы размялись от души

    И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

    7. Изучение нового материала

    – В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Миша представил своё сообщение на заседании. Внимательно прочтите его на стр. 88 – 90 и ответьте на вопрос: На какие группы Миша разделил растения? Проверка по слайдам.

    – Какие растения человек выращивает для питания? ( 1гр. – для питания).

    – О ком заботится человек? Какие растения выращивает? (2 гр. – для домашних животных).

    – Для чего человек выращивает такие растения как лен и хлопчатник? ( 3 гр. – для изготовления тканей).

    Зачем люди сажают нарциссы, розы, сирень, астры, георгины? ( 4 гр. – для красоты).

    – На какие группы Миша разделил растения? Продолжите предложение.

    – Теперь рассмотрим, как Маша разделила культурные растения? (Слайд, стр. в учебнике 91).

    – Дополните схему, которую начала составлять Маша, своими примерами.

    – К овощным относятся капуста, томаты, огурцы и т.д.

    – К плодовым – сливы, яблоки, груши и т.д.

    – Бобовые – горох, фасоль.

    – Зерновые – рожь, пшеница, овес и т.д.

    – Декоративные – ирисы, астры, розы, тюльпаны и т.д.

    – Лекарственные – мята, мелисса, лаванда, ноготки, ромашка аптечная.

    – Есть еще группа, дополните примерами. (Лен, хлопок).

    – Кто знает, как называется эта группа? (Прядильные).

    – Чем похожи и чем отличаются рассказы Миши и Маши ? (Миша и Маша называют одни и те же растения ).

    ( Миша – на группы: для чего люди выращивают культурные растения; Маша – на группы : какие культурные растения выращивают люди.)

    – Какая схема вам больше нравится?

    8. Закрепление изученного материала.

    Самостоятельная работа. Тетрадь № 52.

    (Проверка по электронной тетради).

    – Вспомните, какие цели ставили на уроке?

    – Чем дикорастущие растения отличаются от «культурных»?

    – Для чего люди выращивают культурные растения?

    – На какие группы можно разделить культурные растения?

    10. Домашнее задание

    Составить сообщение по плану.

    1) Как называется растение?

    3) Для чего нужно людям?

    4) К какой группе культурных растений относится (плодовые, овощные, бобовые, зерновые, декоративные, лекарственные, прядильные)?

    – А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

    – А еще, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с этого урока. У вас на партах лежит рисунок яблони. На яблони нераскрашенные яблоки. Если у вас хорошее настроение, вы все поняли – раскрасьте красным. Если возникли затруднения – желтым. Если на уроке было скучно и неинтересно, задания были трудными – зеленым.

    Рисунки прикрепляются на доску.

    – Какой замечательный сад у нас получился! Спасибо за урок!

    Дикорастущие и культурные растения стр. 68 – 71

    1) Вспомни, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди.

    Сами по себе в природе растут многие растения, их называют дикорастущими. Ну а растения, которые выращивает человек называют культурными.

    2) Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них растения. Какие из них дикорастущие? (Накрой зелёными фишками.) Какие растения культурные? (Накрой жёлтыми фишками.)

    Под цифрой 1 нарисована ветка березы. Береза – дикорастущее растение, накроем его зеленой фишкой.

    Под цифрой 2 нарисован огурец. Это культурное растение, накроем его желтой фишкой.

    Под цифрой 3 нарисован рогоз, он растет по берегам водоемов. Это дикорастущее растение, накрываем зеленой фишкой.

    Под цифрой 4 также изображено дикорастущее растение крапива, это сорняк. Накрываем зеленой фишкой.

    Под цифрой 5 показан колос пшеницы. Из пшеницы получают хлеб. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

    Под цифрой 6 изображен цветок астра. Его выращивают для красоты. Это культурное растение, отметим желтой фишкой.

    3) Приведите примеры дикорастущих и культурных растений вашего края.

    Пример дикорастущих растений нашего края: подорожник, репейник, клен, ива, осина, боярышник, лютик.

    Пример культурных растений нашего края: рожь, кукуруза, арбуз, виноград, морковь, кабачок, слива, яблоня.

    4) Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

    Культурные растения люди выращивают, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, но не только. Некоторые культурные растения выращиваются ради их волокон, из которых делают нити. Другие выращивают ради получения масла или сахара. Третьи идут исключительно на корм скоту.

    Группы культурных растений для 2 класса

    Культурные растения можно разделить на несколько групп.

    По их назначению:

    Овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

    По группам растений их составляющих:

    Деревья, кустарники, травы.

    5) На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

    В первой группе Сережа разделил растения по группам растений, во второй группе по их видам.

    6) Помогите Серёже закончить схемы. Для этого назовите ещё 1 — 2 растения каждой группы.

    Деревья: яблоня, слива, абрикос, персик

    Кустарники: смородина, малина, калина, вишня.

    Травы: помидор, огурец, картофель, морковь, лук

    Овощные: лук, морковь, репа, картофель, кабачок

    Плодовые: груша, яблоня, слива, абрикос

    Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо

    Декоративные: флокс, астра, роза, тюльпан, калина

    Прядильные: лён, конопля, хлопок, джут

    7) В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень – трава». Почему появились эти названия?

    По легенде, название растения кукушкины слезы появилось очень давно. Когда одна мать, устала от непослушных сыновей и превратилась в кукушку. Она полетела в лес, и роняла слезы, которые стали пятнышками на листьях этого растения.

    Название растения одолень – трава появилось также очень давно. Тогда люди верили, что корни этого растения могут одолеть любую беду и брали их с собой в дальний путь.

    8) Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

    Сказочная история о дикорастущем растении “Крапива” для 2 класса

    В давние времена крапива не была жгучей. Она имела очень мягкие и нежные листья. Люди не любили крапиву, потому что не видели от нее пользы, а потому вырывали ее и уничтожали, чтобы она не мешала расти другим растениям.

    Стало крапиве очень обидно от такого к ней отношения. Много слез она пролила над несправедливостью. И попросила тогда крапива богиню Флору, чтобы та сделала ее полезной или как-нибудь защитила от бесчинства людей.

    Пожалела Флора крапиву, ведь для нее все растения были любимыми детьми. И сделала Флора так, что листья крапивы стали жгучими, как слезы, которые она проливала, когда ее топтали и вырывали. И каждый человек, хватаясь за крапиву сразу отдергивал руку.

    Но чтобы крапива не осталась совсем бесполезной, Флора сделала так, что из ее молодых листьев люди стали варить вкусный суп, а старые ветви стали использовать для наказания сорванцов, которые плохо относились к растениям.

    Сказочная история о культурном растении “Огурец” для 2 класса

    Жил в лесу огурец. Было это тогда, когда люди еще не знали о его вкусе и не умели его выращивать.

    Зато все дикие животные хорошо знали, каким вкусным и сочным бывает огурец. И поедали огурцы везде, где находили.

    Скоро совсем мало осталось огурцов в природе, все их поели животные. И решили тогда оставшиеся огурцы искать защиты у людей. Обратились огурцы к человеку, который продирался сквозь чащу, и предложили ему сотрудничество.

    Обещали огурцы всегда кормить человека своими плодами, если тот станет защищать их от диких зверей, и будет за ними следить и ухаживать.

    Попробовал человек огурец, понравилось. Согласился он с предложением огурцов и перенес их в свою деревню.

    Там и стали расти огурцы, кормить и поить человека, а человек стал их охранять, полоть, поливать, откладывать семена. А дикие звери подходили к забору, смотрели на цветущие огурцы и сильно завидовали.

    Домашнее задание

    1) Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

    Дикорастущими называют растения, которые растут в природе, без участия человека.

    Культурными называют растения, которые выращивает для своих целей сам человек.

    2) Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

    Культурные растения дают человеку пищу, продукты питания, ткани, масло, сахар, идут на корм скоту, доставляют эстетическое удовольствие, радуют красотой.

    3) Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

    Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений:

    Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений.

    Разработка урока по окружающему миру “Для чего люди выращивают культурные растения”

    Открытый урок по окружающему миру во 2 классе

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Учитель начальных классов – Паномаренко С.В.

    Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

    Тип урока: Открытие нового знания

    сформировать понятие «культурные» растения;

    назвать признаки, отличающие «культурные» растения от дикорастущих» растений;

    познакомить с «культурными» растениями разных групп;

    расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.

    Личностные результаты: формирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

    Метапредметные результаты обучения: учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделяют нужную информацию для решения практической или учебной задачи; работают с соседом по парте: распределяют работу между собой и соседом, выполняют свою часть работы, осуществляют взаимопроверку выполненной работы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное мнение.

    Предметные результаты обучения: учащиеся в ходе урока выделяют существенные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих; строят логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану; выполняют действия по предложенному плану.

    Оборудование: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, учебник «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран, презентация, экологические знаки, плакаты с вопросами, схемы, изображения Миши и Маши, рисунки растений, карточки с названиями культурных растений.

    Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Учебник, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

    Какой у нас сейчас урок?

    Чем мы занимаемся на уроке окружающего мира? Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. И сегодня на уроке нам предстоит серьезная и интересная работа, которая поможет найти ответ на многие вопросы в повседневной жизни. Готовы?

    Проверка домашнего задания

    Какую главу мы закончили на прошлом уроке? (Разнообразие растений).

    Какая у нас была последняя тема? (Правила поведения в природе).

    Какие правила надо соблюдать, общаясь с природой? Что обозначает этот знак? (Учитель показывает знаки, дети рассказывают правила поведения на природе.)

    Почему так важно бережно относиться к растениям? (От зеленых растений зависят животные и люди.)

    Если я сорву цветок,

    Если ты сорвёшь цветок,

    Если вместе я и ты,

    Если мы сорвём цветы –

    Опустеет вся планета, и не будет красоты.

    Если мы все будем соблюдать эти правила, то сохраним природу, а, значит, и жизнь на нашей планете.

    Актуализация и мотивация (Цель: учить ориентироваться в книге, работать с оглавлением. Формулировка цели урока).

    Поработаем с оглавлением.

    Какую следующую главу мы будем изучать. (Культурные растения. Продолжительность жизни растений).

    С какой темы начнем. (Для чего люди выращивают культурные растения).

    Какую страницу откроем? (Стр. 87).

    Прочитайте название сегодняшней темы урока.

    Предположите о чем сегодня мы будем говорить? (О культурных растениях).

    Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. (Мы должны ответить на вопрос, «Какие растения мы называем культурными и для чего люди их выращивают»).

    – А зачем нам нужно это знать? (Чтобы наши знания использовать в жизни).

    IV. Постановка учебной проблемы.

    Попробуем ответить на вопрос «Чем дикорастущие растения отличаются от культурных?»

    Давайте прочитаем, что сказала Маша про культурные растения с. 87-

    Чему же удивился Миша? (Откуда они берутся)

    Давайте поможем Мише разобраться, откуда берутся одуванчик, осот, лебеда, которые никто не сажал.

    Посмотрите, какая пиктограмма изображена рядом с вопросом на с. 88. (Повтори пройденное).

    Рассмотрите рисунок на экране (слайд 1).

    Кого вы видите рядом с репейником и грушей? (Собаку),

    Что она делает? (Чешется)

    Кто догадался, почему она чешется? (На ее шерсти репейник)

    Кто сообразил с помощью кого семена репейника попали в сад? (Репейник колючий вот он и зацепился за шерсть собаки. А она стала чесаться да и скинула его рядом с яблоней).

    Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

    Вспомните, как еще расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).

    Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения люди сажают, а дикорастущие расселяются сами).

    VI . Поиск решения учебной проблемы.

    А что вы еще знаете о культурных растениях. Кроме того, что человек их сажает сам? (Человек заботится о них, поливает, рыхлит, пропалывает от сорняков).

    Дикорастущие растения растут без вмешательства человека и где есть для них подходящие условия. К ним они приспособились. А культурные растения выращивает человек и сам ухаживает.

    Подумайте, почему растения, о которых заботится человек, называют культурными? Они, что воспитанные, а другие невоспитанные?

    Я попросила Лешу посмотреть, что обозначает в словаре слово культура. (Сообщение ученика. Культура в переводе с латинского обозначает возделывание и обрабатывание. Человек выводил культурные

    растения из дикорастущих еще в древние времена. Первобытный человек отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корм и сеял нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Так было положено начало возделыванию растений. С тех пор появились на земле культурные растения.)

    VII. Физкультминутка (слайд 2)

    Давайте поиграем. Игра называется «Путаница». Если вы видите культурное растение, вы приседаете, а если дикорастущее шагаете.

    VIII. Первичное закрепление

    Сейчас выполним работу в тетради для самостоятельной работы, упражнение №50 (индивидуальное выполнение) с проверкой на экране (слайд №3)

    Проверим себя. Прочитайте культурные растения.

    Кто выполнил задание без ошибок?

    У кого были ошибки? Какие?

    -Чему учились, выполняя это задание? (Отличать дикорастущие растения от культурных).

    Так чем же отличаются культурные растения от дикорастущих? (Культурные растения люди специально сажают в поле, в саду, в огороде.)

    Итак, мы с вами выяснили, какие же растения называют культурными и почему их так называют?

    Давайте теперь подумаем, а для чего люди стали выращивать культурные растения. (Высказывание учащихся).

    Посмотрите в учебнике на с. 88- 89 и прочитайте, что об этом сообщил Миша.

    Посмотрите, каким цветом помечены главные слова Миши. Будем обращать внимание на синий цвет.

    Итак, Миша разделил растения на 4 группы в зависимости от того, зачем человек их выращивает.

    Какие у Миши получились группы? (Растения нужны для питания, для домашних животных, для изготовления тканей, для красоты).

    Узнаем, на какие группы разделила культурные растения Маша.

    Прочитаем в учебнике на с. 91.

    Вы заметили, что Маша затрудняется назвать группу, в которую входит лён? Её можно назвать «прядильные», так как из этих растений сначала делают нитки (прядут), а потом из ниток – ткани.

    На какие группы разделила культурные растения Маша?

    IX. Работа в группах

    – Поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с карточками, на которых написаны названия растений. Вы обсуждаете, к какой группе оно относится, и определяете на схеме Маши в нужное место.

    Проверим, как вы справились с этой работой.

    Итак, у нас две схемы, два способа деления культурных растений на группы. Сравним эти схемы.

    Что общего? (Миша и Маша делят одни и те же растения.)

    Чем отличаются? (Разные группы.)

    Почему так получилось? На какой вопрос отвечал Миша? (Для чего люди выращивают культурные растения?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Миши.)

    На какой вопрос отвечала Маша? (Какие культурные растения выращивают люди?) (Учитель прикрепляет вопрос к схеме Маши.)

    -Кто правильно разделил на группы культурные растения? (Миша и Маша оба правы).

    X . Закрепление изученного

    1. Выступление учащихся.

    Сегодня к уроку ребята приготовили загадки. Вам необходимо отгадать загадку, и определить, к какой группе можно отнести данное растение. (Учащиеся загадывают загадки)

    2. Отгадайте загадки

    Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые Усачи. (Пшеница) (Рассказ учащегося о пшенице.)

    Отгадайте следующую загадку.

    Что две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает. Две недели наливает, Две недели подсыхает? (Рожь)

    (Рассказ учащегося о ржи.)

    К какой группе культурных растений мы можем отнести эти растения? (К зерновой).

    XI. Работа в парах.

    Вам необходимо будет в парах собрать картинку и ответить на следующие вопросы:

    Как называется растение?

    3) К какой группе культурных растений относится?

    XII. Подведение итогов. Рефлексия.

    Наш урок заканчивается. Давайте подведем итог.

    Какую цель ставили на уроке? (Выяснить какие бывают растения; чем отличаются культурные растения от дикорастущих).

    Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (знаю и умею применять), жёлтый (знаю, но не всегда могу применять), красный (не уверен в своих знаниях).

    Чтобы продолжить разговор о культурных растениях вы дома поработаете с учебником стр. 87-91, задание в тетради для самостоятельной работы стр. 36, № 51.

    Сообщение про культурное растение 2 класс

    Культурными растениями называются те растения, которые выращиваются человеком для употребления в пищу, кормления скота, получения лекарств или сырья и т.д. Также все эти растения называют агрокультурами.

    Классификация

      1. Зерновые культуры. Их также называют злаками. Имеют очень большое значение для человека, так как составляют основной его рацион. Помимо этого, используются зерновые в качестве корма для животных, а также применяются в производстве. В общем, злаки очень важны. Входят в данную группу такие растения как пшеница, рис, ячмень, овёс, кукуруза, гречиха, рожь и многие другие.

    2. Овощные культуры также очень важны для людей, поскольку входят в наш рацион в довольно больших количествах, а также являются поставщиками витаминов, микроэлементов, макроэлементов и других полезных веществ. Самые распространённые овощные растения: картофель, кабачок, морковь, капуста, свекла, томаты, огурцы, перец, чеснок, лук.

    3. Плодовые культуры являются настоящими кладезями полезных веществ. Многие плодовые виды растений являются лидерами в списке полезнейших растений мира. Сложно представить, откуда люди брали бы необходимые им полезные вещества, если бы не существовало плодовых растений. Самыми известными среди них являются: яблоня, груша, апельсин, киви, персик, банан, дыня, хурма, виноград, малина и многие другие растения.

    Все оставшиеся культуры можно разделить на:

    Отдельно ото всех стоят декоративные культуры. Декоративными растениями называют те, которые выращиваются для оформления жилых помещений, парков, садов, скверов и т.д. Как правило, выращиваются они лишь ради красоты, но несмотря на это, могут приносить немалую пользу. Что с успехом и делают. Растения выделяют кислород, а также очищают воздух. Но, помимо этого, обладают также и иными полезными качествами.
    Примерами декоративных растений являются: роза, кактус, аспарагус, фиалка, бегония, алоэ и другие.

    О культурных растениях

    Из-за того, что агрокультуры выращиваются человеком, они не имеют естественных ареалов обитания. Хотя иногда такие растения могут встречаться и в природе, но они являются дикими, как правило, что не мешает использовать их в тех же целях, что и культурные.

    Многие виды культурных растений скрещиваются с другими. Люди постоянно экспериментируют, пытаясь добиться лучшего урожая, устойчивости растений к болезням или плохим климатическим условиям. И довольно часто людям удаётся достичь желаемого, благодаря чему мы видим на своих столах такие вкусные продукты растительного происхождения.

    Древние люди в течение долгих столетий занимались приручением диких животных. Отчасти из любопытства, а отчасти и с практической целью, ведь лошади и волы существенно упрощали ведение хозяйства, а коровы, козы и птица давали пищу. Так же происходило и с растениями. Находя интересное для себя растение, человек менял условия его жизни, постепенно (иногда в течение десятков лет) добиваясь поставленной цели. Так, культурными сегодня называют растения, полученные различными путями из диких растений, и используемые в питании, сельском хозяйстве, медицине, промышленности и как сырьё в других областях.

    Среди культурных растений можно выделить некоторые группы. К примеру, зерновые и бобовые, крахмало- и сахароносные, плодовые и овощные, стимулирующие, декоративные, масличные, волокнистые. Растения каждой из групп имеют характерное строение, корневую систему, периоды вегетации, а самое главное – значение в жизни человека.

    К примеру, урожай зерновых культурных растений как употребляют в пищу в виде самостоятельного блюда, так и пускают на переработку для изготовления вторичных продуктов. Яркий пример – мука. Кроме того, зерновые растения входят в состав комбинированных кормов для животных. Также в пищевых целях применяются и бобовые культурные растения. Кроме того, некоторые представители бобовых (например, акация) являются источником древесного сырья.

    К культурам масличным относятся растения (травы, небольшие кустарники и даже деревья), в коре, листьях или плодах которых содержатся в достаточном количестве масла. Их применяют в некоторых областях промышленности, в сельском хозяйстве, в косметологии, а также используют в приготовлении пищи. К сахароносным и крахмалоносным растениям относятся сахарная свекла, картофель. Это также всем известные культуры, часто используемые в приготовлении пищи и сельском хозяйстве.

    К растениям группы стимулирующих культурных растений относят, например, чай, мак, кофе. В состав всевозможных видов этих растений входят вещества, раздражающе действующие на нервную систему человека. При употреблении вторичных продуктов из растений этой группы у человека наблюдается повышение активности коры мозга, учащение пульса, а нередко и повышение давления. Особенно ярко это выражено у детей, лиц пожилого и старческого возраста и беременных женщин.

    Декоративные растения имеют, пожалуй, самое эстетически ориентированное назначение. На сегодняшний день сложно сосчитать даже примерное количество видов и сортов цветущих и не цветущих культур. Одни предназначены для посадки в открытый грунт – они более стойки к погодным явлениям своих широт. Другие должны расти в более приспособленных для них условиях – отрегулированная температура, оптимальный уровень освещения и влажности. При несоблюдении одного или нескольких условий растения эти могут не зацвести или преждевременно отцвести, а иные и вовсе вянут или погибают. Иногда соблюдение этих условий требует определённых затрат, но они того стоят!

    Доклад №2

    На нашей планете растёт множество различных видов растений. Некоторые из них растут сами по себе и не требуют человеческого ухода и внимания. Такие виды растений называют дикорастущими.

    Но, очень много видов растений человек выращивает для своих нужд. Он ухаживает за ними и собирает урожай. Такие растения называются культурными.

    Человек выращивает растения с различными целями: для употребления их в пищу для людей или домашних животных, для получения лекарств или одежды и в других промышленных целях.

    Культурные растения выращивают на полях, в садах, на огородах и в других местах, которые находятся под присмотром человека. Окультуривание растений началось ещё очень давно. Древние люди занимались собирательством, но этот процесс отнимал у них слишком много времени. Необходимо было уходить на далекие расстояния, где по всюду обитали опасные животные. К тому же, дикорастущие растения были не всегда приятными на вкус, а плоды — маленькими. Тогда они стали пересаживать растения, которые были съедобными, поближе к своим жилищам. Со временем плоды на окультуренных растениях становились крупнее и вкуснее, благодаря уходу за ними: поливу и прополке. Затем люди научились выводить новые сорта растений, которые были выносливее и давали большие урожай.

    В настоящее время многие учёные занимаются выведением новых сортов растений. Такие сорта могут произрастать даже в самых засушливых регионах. Или наоборот, они не боятся излишней влаги. Культурные растения дают огромные урожаи по сравнению с их дикорастущими предками. Плоды на таких растениях намного вкуснее и крупнее.

    Выращивание культурных растений требует значительных усилий и затрат со стороны человека. Ему необходимо поливать растения, пропалывать их и обрабатывать от вредителей. Некоторые виды растений требуют ручного труда человека, а это очень дорого.

    Но, без выращивания культурных растений жизнь на земле невозможна. Население планеты увеличивается и всем необходимы продукты питания. Учёные прилагают множество усилий, чтобы научиться искусственно производить продукты питания. Но они не сравняться с настоящими, которые выращиваются на земле.

    Многие фермеры, которые занимаются выращиванием культурных растений, стремятся как можно меньше применять химикатов при их обработке.Такие продукты питания являются экологически чистыми и очень полезными для человека.

    Культурные растения доклад

    Самые известные культурные растения и где их применяют.

    Растения играют разные роли, как в природе, так и в жизни людей. Из одних видов создают лекарства, другие же применяют в сырье. Третьи виды могут оказаться ядовитыми для живых существ, а значит, непригодными для использования. Но самое распространение растений – это получение пищевых продуктов. Все растения, приносящие определенную пользу, человек растит самостоятельно. Такие растения называют культурными. Но какие же из них наиболее часто встречаются в быту? И чем они полезны?

    Представители культурных растений. Их использование.

    Все культурные растения разделяют на десять с лишним классов. Самые известные – это зерновые, бобовые, злаковые, плодовые и овощные. А потому и выбраны растения именно из данного перечня типов. Что же, вот и первый представитель:

    Картофель.

    Да, вот так было решено начать список. И неудивительно, ведь картофель – это не только пища. Но обо всем по порядку. Выращен картофель был в Южной Америке, где он, кстати, растет до сих пор. В России же картофель появился во время правления последнего царя Петра Первого. Для нашей страны картошка по праву считается “вторым хлебом”, причем уже с начала 20 века. Теперь понятно, что картофель – один из главных продуктов питания. Еще из картофеля можно получить крахмал, который используют в медицине, а также для приготовления порошков и присыпок.

    Лук.

    Еще один полезный продукт, который русский народ привык употреблять в пищу для того, чтобы защитить себя от всяких вирусов. И, стоит признаться, это помогает. Кроме того, именно лук применяют как модели для исследований. Сами вспомните, что вы чаще всего рассматривали под микроскопом, когда учились? Правильно, кожицу лука.

    Свекла.

    Опять же, главное применение данного растения – это пища. Мало того, в одном из блюд свекла имеет ключевое место. Это всем известный борщ. Раньше корень свеклы использовали в медицинских целях. Да и сейчас нередки случаи, когда из свеклы изготовляют разного рода антисептики.

    2, 3 класс окружающий мир сообщение

    Культурные растения

    Популярные доклады

    Человек по своей природе культурное создание, и чтобы поддерживать эту культуру в обществе, каждому требуется соблюдать правила поведения и личной гигиены. Эти знания передаются от матери своему ребенку. Это самое главное, чтобы поддержать

    Подошло к концу знойное лето, а сменить его проснулась золотистая, пасмурная, долгожданная осень. Еще в самом начале сентябрьских деньков все еще держится приятная и теплая погода, греет приятный солнечный диск в небе,

    Для того чтобы понимать, что такое «рынок труда», следует обратить внимание, что каждый год высшие учебные заведения выпускают тысячи, и даже миллионы студентов. Что же впоследствии ждет этих молодых людей, еще вчера сидевших за партами,

    Разница между культурными растениями и дикорастущими

    Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

    • Дикорастущие– травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
    • Культурные– растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

    Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

    Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

    Рис. 1. Лесная чаща

    Виды дикорастущих растений:

    Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

    Виды культурных растений:

    Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение

    Как появились культурные растения

    В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

    С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

    Для чего нужно окультуривание растений?

    Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

    Рис. 3. Дикая малина

    В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

    Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

    Что мы узнали?

    Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.

    Для чего люди выращивают культурные растения

    Выясняется для чего люди выращивают культурные растения, называются признаки, которые отличают культурные растения от дикорастущих.

    Просмотр содержимого документа
    «Для чего люди выращивают культурные растения»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    «ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ВЫРАЩИВАЮТ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ»

    Учитель начальных классов

    Направление: Начальное общее образование

    Номинация: Образовательно-воспитательное мероприятие

    Урок по окружающему миру 2 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема: Для чего люди выращивают культурные растения?

    Цель урока: Выяснить: для чего люди выращивают культурные растения; назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих; познакомить с культурными растениями разных групп;

    создать условия для развития у учащихся умения:

    – выделять отличительные признаки культурных растений;

    – классифицировать культурные растения по группам (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, масличные, бобовые), использовать учебник, хрестоматию для поиска информации;

    – выявлять части культурных растений, которые человек использует в пищу;

    создать условия для развития у учащихся:

    – интереса к новому учебному материалу;

    – умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

    – коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

    формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

    действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

    использовать при выполнении заданий материалы учебника, простейшие приспособления для проведения опытов, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

    ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

    Оборудование: учебник, тетради для самостоятельной работы №1,картинки с изображением растений, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, гербарии растений

    1.Организационный момент. Настрой на работу.

    Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.(с.87)

    -Как называется раздел?

    2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

    -Что мы сегодня должны узнать?- Чем будем заниматься?

    На доске появляются цели урока, учащиеся их читают. (Личностные УУД)

    3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного

    1)На интерактивной доске картинки помидора и ромашки.(слайд 2)

    -Что изображено?- Сравним эти растения. -Что общего?

    -Каждому из этих растений человек придумал своё название.

    2)Из данных слов выбрать верные варианты-(Дикорастущие, семенные

    -Как называются растения, которые растут сами по себе повсюду?

    -А за которыми ухаживает человек? (Регулятивные УУД)

    Вывод о дикорастущих и культурных растениях.(слайд 3)

    4)Работа с учебником(с.87)

    -По страницам учебника с нами путешествует Костя Погодин и кто ещё?

    -Поможем Мише ответить на вопрос – Откуда берутся дикорастущие растения?

    (дети читают в учебнике текст)

    Работа с картинкой(с.88)

    -Какие дикорастущие растения вы увидели?- Какие культурные растения

    -Чем отличаются растения?( Познавательные УУД)

    Картинки различных растений (дети вспоминают растения и называют их) (слайды 4,5,6) (Регулятивные УУД)

    4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    Выполнение работы в тетради для самостоятельной работы.(дети читают названия растений, синим цветом отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений, затем проверят свои работы) (слайд 7)

    5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

    Маша с Мишей разделили все культурные растения на группы. Каждый из них предлагает свою классификацию.

    Миша предлагает растения поделить на группы в зависимости от того Зачем (для чего) человек их выращивает.(слайд 8)

    Дети работают с гербарием в парах и распределяют растения в свои группы, проверяя работу друг друга. (Коммуникативные УУД)

    Маша разделила на группы эти же растения, отвечая на вопрос- Какие культурные растения выращивает человек? (слайд 9)

    Учащиеся работают в группах, дополняя схему Маши другими культурными растениями. После этого выступают со своими работами.(Коммуникативные УУД)

    6.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных Зунов

    1)Сравнение 2-х схем Маши и Миши._-Что общего? -Чем отличаются?

    К какой группе отнесём свёклу, гладиолус у Миши? У Маши?(Регулятивные УУД)

    2)Вернёмся к теме урока. -Мы ответили на вопрос урока, выполнили намеченные цели?

    Заполнение лестницы успеха. (слайд 10)

    1. Дикорастущие и культурные растения [Электронный ресурс ].-режим доступа: https://yandex.ru/ (дата обращения 03.12.2016)

    2. Федотова О.Н. , Методическое пособие для учителя 2 класс?/О.Н.Федотова//Академкнига-2012.-с.96-99.

    Читайте также:  Как выращивать балконные помидоры в домашних условиях?
    Ссылка на основную публикацию