Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Содержание показать

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Деньги и их роль в жизни героев Н.В. Гоголя и в современном мире по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души»

Номинация «Литературное творчество»

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Известный американский бизнесмен Роберт Кийосаки, автор игры «Денежный поток», писал: «Первый урок, который мы обязаны выучить, заключается в том, что сами по себе деньги не являются злом. Это просто инструмент, как, например, карандаш. Карандаш можно использовать для написания прекрасного любовного письма или жалобы, из-за которой последует увольнение. Дело не в самом предмете, а в мотивации человека, держащего в руках карандаш или деньги».

В этом высказывании он затрагивает проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей.

В наши дни эта проблема очень актуальна, потому что огромное количество людей, живущих за чертой бедности, не умеет приумножать заработанные средства, копейку превращать в рубль. Проще, конечно, ругать деньги, говорить, что от них все беды, и ничего не предпринимать для того, чтобы выбраться из нищеты. А вот начать свой маленький бизнес, падать и ошибаться, но идти вперед нелегко. Впрочем, каждый человек делает в жизни свой выбор, это его мир и его право.

В художественной литературе немало героев, в жизни которых деньги играют не последнюю роль. Например, Хлестаков, главный герой бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», каждый месяц получает от батюшки определенную сумму, а как он ими распоряжается, рассказывает его слуга Осип: «..батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка. Ей-Богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Как видим, имеющихся средств герою вполне хватило бы на безбедное существование, а при определенном усердии он мог бы добиться в жизни карьерного роста, достатка, но он, получив деньги, тут же тратит их на развлечения, дорогую одежду, вкусную еду, проигрывает в карты. Когда же деньги заканчиваются, продает последние штаны. А почему? Да потому, что он пустой человек, у него нет никакой цели в жизни. Кроме развлечений, его ничто не интересует. Деньги для него не добро и не зло, просто бумажки, помогающие прожигать жизнь.

Он не умеет управлять личными финансами, не
умеет контролировать свои расходы.

Оставшись без гроша, Хлестаков ничуть не раскаивается. «А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться!» — восклицает он.

Герой мечтает: «А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом», но бездействует, не задумывается о том, как поправить свое материальное положение.

И вот, казалось бы, ему улыбнулась удача: чиновники уездного города приняли его за ревизора и осыпали деньгами. И что же наш герой? Как он решил распорядиться неожиданно свалившимися на него финансами? «Ого! за тысячу перевалило. Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» — восклицает Хлестаков. И понятно, что он опять проиграет все до копейки и опять будет голодать в каком-нибудь уездном городишке.

В современном мире встречается немало таких людей: наследство, большой выигрыш неожиданно сваливаются им на голову, но они не умеют разумно тратить, управлять своими деньгами, а потому вскоре лишаются всего и остаются у разбитого корыта.

А вот Плюшкин, герой поэмы Гоголя «Мертвые души», относится к деньгам по-другому: он жаден до безобразия, каждая копейка у него на счету, но можно ли назвать его благополучным человеком?

Когда-то он был хорошим хозяином, «сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни…» Во всем был достаток. Плюшкин, как опытный коммерсант, умело руководил своим большим поместьем, в доме всегда было много гостей, его «приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством».

Что же случилось с героем? Как из человека он
превратился в паука?

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что деньги — это всего лишь средство для достижения своих целей, и, чтобы правильно воспользоваться ими, чтобы они принесли доход, необходимо усвоить уроки финансовой грамотности.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДЕНЬГИ (викторина по литературе)

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

 «Жила-была монетка . Она только что вышла из чеканки чистенькая, светленькая, покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки.

 В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами ?

 Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету » на сказочном острове князя Гвидона?

(Белка, которая грызла орешки с золотыми скорлупками.)

 Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею?

 Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку ?

 Назовите головной убор пушкинского Онегина имени денежной единицы.

( Боливар – мужская широкополая шляпа, модная в 20-х годах 19 в., боливар – денежная единица Венесуэлы.)

 В каком романе Булгакова на зрителей театра Варьете обрушился денежный дождь?

(«Мастер и Маргарита».)

 Продолжите фразу секунданта Грушницкого: «Пуля дура, судьба индейка, а жизнь . »?

( Копейка . М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)

 Назовите не менее трех пьес известного русского драматурга А.Н. Островского, связанных с темой денег .

(«Бешенные деньги », «Не было ни грош а, да вдруг алтын », «Доходное место», «Бедность не порок», «Бесприданница».)

 Остап Бендер придумал себе эпитафию: «Он любил и страдал». А что он любил и от чего страдал?

(Любил он деньги , а страдал от их недостатка.)

 Назовите французского писателя, автора романа « Деньг и».

 Назовите фамилию Джеймса Хедли, английского писателя, который утверждал, что «Без денег ты мёртв».

 Герой какого произведения Сент-Экзюпери украшал купюру в 50 франков ?

 Назовите писательницу, чей портрет был изображён на шведских банкнотах достоинством в 20 крон?

 На денежной купюре какой страны был изображён мальчик, летящий на гусе?

 К 200-летнему юбилею Виктора Гюго французы выпустили золотую монету в 20 евро. На реверсе — юбиляр; на аверсе — этот герой «Отверженных» и вид парижского квартала. Кто же этот герой?

 Назовите фамилию братьев с банкноты в 1000 немецких марок?

 Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес?

а) Базилио и Алиса ; б) Пьеро и Мальвина;

в) Карабас Барабас; г) Директор банка.

 Какой литературный герой отдавал предпочтение монетам достоинством в 5 эре?

а) Том Сойер; б) Гекльберри Финн;

в) Карлсон ; г) Пеппи Длинный чулок.

(Когда скуповатый шалун что-то таскал из лавок на улицах Стокгольма, то оставлял взамен мелкую монету в 5 эре.)

 Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?

а) Фантинги и сантики ; б) Фантики и бантики;

в) Фунтинги и стелинги; г) Фитинги и сантиминги.

 Назовите любимую монету попугая капитана Флинта.

в) Пистоль; г) Гинея.

 В каком романе Ф.М. Достоевского главная героиня кидает в огонь пачку денег ?

 С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины;

в) С рубля; г) С пяти рублей.

 На блюдечке с какой каёмкой Остап Бендер мечтал получить деньги ?

а) Лиловой; б) Красной;

в) Зелёной; г) Голубой.

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

  • Смагина Ольга Шарифьяновна
  • Написать
  • 841
  • 01.05.2018

Номер материала: ДБ-1534776

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Чему нас могут научить сказочные герои? Об этом в рамках конкурса детской журналистики «Финансовая грамотность глазами детей» порассуждала Овчинникова Валерия Александровна, ученица 8 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.Г. Распутина» города Урюпинск Волгоградской области. Ее работа заняла второе место в номинации «Лучшее эссе о финансовой грамотности: 6-9 класс». Приводим ее текст.

Финансы. Это слово мы слышали с вами нередко в современном обществе. С латинского «Finis» означало «уплачивать обусловленную сумму денег». Недаром данное определение было взято итальянскими купцами, в слегка измененной форме: «Finansia», в переводе как «денежный платеж». Со значением данного слова мы с вами разобрались. Что касается денежных средств, то тут можно и не разбираться. Думаю, каждый из нас имеет представление о денежных средствах. Каждый, еще будучи ребенком, держал эту горсть звенящих монет в своих руках, а более терпеливые складывали каждую монетку в копилку, после чего тратя деньги на нечто ценное.

Но что же ознакомило нас с финансами еще с самого начала? Многие будут вспоминать поучительные советы родителей, другие – раздел школьной программы по экономике и т.д. Но ответ намного проще, чем вы думаете. Самые первые учителя в финансовой сфере – это сказки.

Достаточно неожиданное утверждение, но только вспомните, как умело сказочные герои выкручивались из жизненных кризисных ситуаций. Как юноши, выросшие в бедных семьях, с помощью усилий и труда, и, конечно же, мудрого плана, становились богатыми купцами или боярами.

Стоит задуматься над действиями этих персонажей. Разберем всеми известную русско-народную сказку «Бобовое зернышко». Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.
Этот рассказ идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Получается, что данная сказка еще с самого детства приучала нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость. Именно в следующей сказке мы и увидим бережное отношение к своим финансам.

Сказка «Золотая монета» (краткий пересказ). Главным героем данного рассказа является юноша, просящий у отца благословление на женитьбу. Отец в свою очередь не спешит, а дает сыну своему наказ – заработать свои первые деньги, а после чего наследник и получит благословление. Тогда сын отдал отцу монету, лежащую в кармане, но старик, недолго рассматривая её, выкинул деньги в реку, ожидая реакции сына. Но юноша не почувствовал большой потери, а лишь о благословлении упомянул. «Не готов ты, сын. Не ты эти деньги заработал» – разочарованно произнес старик. Тогда юноша попросил деньги у матери, а после чего снова вернулся к отцу. Но ситуация снова повторилась. Долго бы еще совершался данный круговорот событий, но переборов леность свою, отправился сын зарабатывать деньги собственным трудом.

На следующий день вернулся наследник к отцу, показывать свои первые финансы. Покрутив в руках монету, старик собирался выбросить её, как спохватился сын: «Нет, отец, не делай этого! Я много времени гнул свою спину!». «Теперь, сынок, я благословляю тебя! Теперь ты узнал цену деньгам, заработанными собственными руками». Так, юноша женился и никогда не пускал деньги на ветер.

Достаточно интересная и очень поучительная сказка, суть которой предельно ясна, но все же анализ этого рассказа мы с вами проведем. Семья, как говорится, такое же малое государство и экономические знания в ней также необходимы. Что мог внести в свою семью человек, привыкший занимать деньги у своей матери? Человек, готовый на все, лишь бы не идти работать? Правильно – хороших результатов это бы не принесло. Поэтому отец поступил абсолютно грамотно в той ситуации, приучив сына к трудолюбию и бережливости. Думаю, было бы неплохо попытаться донести этот жизненный урок до современной молодежи, но сейчас, к несчастью, мы обсуждаем абсолютно другую тему.

Что же мы еще должны знать о финансах? Что же еще может повлиять на развитие материальных ценностей, кроме как трудолюбия? Удача? Редкостное чудо, но бывает и так, что фортуна улыбнется в вашу сторону. Вспомните ту же самую сказку “Кот в сапогах». Двум старшим братьям достались мельница и скот, а главному герою… Кот! Самый обыкновенный кот. «Как это существо может помочь в быту? Улучшить карьерный рост или социальное положение?» – подумают многие. Но после последующих развитий событий мы видим, как кардинально поменялась вся жизнь парнишки или, как его стали называть, Маркиза де Карабаса, и все благодаря простому коту, имеющему сапоги и острою смекалку.

Конечно же, данный пример был приведен в шутку. Всегда нужно рассчитывать в первую очередь на своё стремление к достижению поставленных целей и на свои силы, а не на удачу – спутника смелого. Но так же не стоит сразу же хвататься за недостижимые цели. Всегда нужно начинать с малого, как это делали многие известные личности. Например, самый забавный комик и актер Джим Керри. Свой первый заработок Джим получил, будучи охранником. Из-за бедности семьи ему приходилось работать по 8 часов в день, из-за чего в школе он часто спал на уроках и мало общался со сверстниками. Так же, на пути к актерской сцене, Джима ожидал полный провал. В возрасте 15-ти лет, написав с отцом комедийный монолог, парень был освистан публикой, отчего очень долго переживал свою неудачу. Элвис Пресли, известный нам как певец и актер, рос также в небогатой семье, отчего работал водителем грузовика и изредка посещал прослушивания в местные группы, где ему сообщали об отсутствии музыкального слуха. Через пару лет, эти люди, скорее всего, были очень удивлены. Джонни Депп в юные годы продавал ручки по телефону, Николас Кейдж торговал попкорном, а Ума Турман мыла посуду. Путь каждого из них начинался с маленьких шажков, а закончился великим карьерным триумфом.

Читайте также:  Как правильно выращивать горький перец в домашних условиях?

Даже сребролюбивый Скрудж Макдак, мультипликационный персонаж известный всем детям вокруг, заработал свои первые деньги на чистке сапог. На самом деле история этого сказочного героя заслуживает большей информации. Давайте и мы рассмотрим историю его успеха. Родился Скрудж в обычной рабочей семье. Как уже говорилось ранее, свои первые 10 центов он заработал еще будучи утенком, почистив ботинки до блеска. Но столь низкая плата за его тяжелый труд показалась утенку незаслуженной. Именно этот момент заставил Скруджа Макдака добиваться больших результатов. После чего долгие годы селезень Скрудж пытается раздобыть золото, но все попытки являются тщетными, до приезда в Клондайк, где и был найден золотой слиток размером с куриное яйцо. Через год Макдак уже был миллионером и проживал в тихом спокойном городишке – Даксбуге. Именно в этом городе было построено его легендарное хранилище, а финансовое состояние превышало любые границы. Но даже на этом Скрудж останавливаться не хотел. Ему не позволяла жадность и алчность, и кто знает, каким бы бессердечным он был, если бы не знакомство с племянниками Дональда Дака – Билли, Вилли и Дилли, которое смогло найти луч добра в его сердце, наполненном деньгами.

Поэтому стремление к чему-то большему должен иметь каждый из нас, но также не забывая о самом главном: о доброте к окружающим и близким людям. Именно любовь должна находиться в наших сердцах, а не деньги.
Каждый, кто идет к своей цели, рано или поздно добьется её. Нужно просто стремиться и, конечно же, знать азы финансовой системы.

Деньги и их роль в жизни героев Н.В. Гоголя и в современном мире по произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души»

Номинация «Литературное творчество»

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Известный американский бизнесмен Роберт Кийосаки, автор игры «Денежный поток», писал: «Первый урок, который мы обязаны выучить, заключается в том, что сами по себе деньги не являются злом. Это просто инструмент, как, например, карандаш. Карандаш можно использовать для написания прекрасного любовного письма или жалобы, из-за которой последует увольнение. Дело не в самом предмете, а в мотивации человека, держащего в руках карандаш или деньги».

В этом высказывании он затрагивает проблему денег как инструмента в руках человека для достижения определенных целей.

В наши дни эта проблема очень актуальна, потому что огромное количество людей, живущих за чертой бедности, не умеет приумножать заработанные средства, копейку превращать в рубль. Проще, конечно, ругать деньги, говорить, что от них все беды, и ничего не предпринимать для того, чтобы выбраться из нищеты. А вот начать свой маленький бизнес, падать и ошибаться, но идти вперед нелегко. Впрочем, каждый человек делает в жизни свой выбор, это его мир и его право.

В художественной литературе немало героев, в жизни которых деньги играют не последнюю роль. Например, Хлестаков, главный герой бессмертной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», каждый месяц получает от батюшки определенную сумму, а как он ими распоряжается, рассказывает его слуга Осип: «..батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка. Ей-Богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Как видим, имеющихся средств герою вполне хватило бы на безбедное существование, а при определенном усердии он мог бы добиться в жизни карьерного роста, достатка, но он, получив деньги, тут же тратит их на развлечения, дорогую одежду, вкусную еду, проигрывает в карты. Когда же деньги заканчиваются, продает последние штаны. А почему? Да потому, что он пустой человек, у него нет никакой цели в жизни. Кроме развлечений, его ничто не интересует. Деньги для него не добро и не зло, просто бумажки, помогающие прожигать жизнь.

Он не умеет управлять личными финансами, не
умеет контролировать свои расходы.

Оставшись без гроша, Хлестаков ничуть не раскаивается. «А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться!» — восклицает он.

Герой мечтает: «А хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом», но бездействует, не задумывается о том, как поправить свое материальное положение.

И вот, казалось бы, ему улыбнулась удача: чиновники уездного города приняли его за ревизора и осыпали деньгами. И что же наш герой? Как он решил распорядиться неожиданно свалившимися на него финансами? «Ого! за тысячу перевалило. Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» — восклицает Хлестаков. И понятно, что он опять проиграет все до копейки и опять будет голодать в каком-нибудь уездном городишке.

В современном мире встречается немало таких людей: наследство, большой выигрыш неожиданно сваливаются им на голову, но они не умеют разумно тратить, управлять своими деньгами, а потому вскоре лишаются всего и остаются у разбитого корыта.

А вот Плюшкин, герой поэмы Гоголя «Мертвые души», относится к деньгам по-другому: он жаден до безобразия, каждая копейка у него на счету, но можно ли назвать его благополучным человеком?

Когда-то он был хорошим хозяином, «сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни…» Во всем был достаток. Плюшкин, как опытный коммерсант, умело руководил своим большим поместьем, в доме всегда было много гостей, его «приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством».

Что же случилось с героем? Как из человека он
превратился в паука?

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что деньги — это всего лишь средство для достижения своих целей, и, чтобы правильно воспользоваться ими, чтобы они принесли доход, необходимо усвоить уроки финансовой грамотности.

10 лучших книг о тех, кто добился богатства

Будем честны – большинство из нас мечтает о неслыханном богатстве, хотя нередко люди в ханжеском порыве говорят обратное. Мол, деньги – корень зла. Однако на деле жизнь показывает, что деньги – лишь инструмент достижения целей: будь то благородные намерения или алчные порывы. Сами по себе хрустящие бумажки не способны сотворить зло. И все же, они привлекают в нашу жизнь немало бед, магнитом маня коварных притворщиков и фальшивых друзей.

Многие писатели старались отобразить все трудности, сопряженные с богатством. Особого интереса достойны истории о людях, вырвавшихся из лап нищеты в мир достатка. В нашей подборке вы найдете увлекательные книги, посвященные таким персонажам.

1. «Трилогия желания», Теодор Драйзер

Один из самых известных трудов американского писателя состоит из трех увлекательных романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Все части цикла описывают различные периоды жизни вымышленного богача по имени Фрэнк Каупервуд (прототипом которого стал реальный человек – Чарльз Йеркс). От большинства произведений подобного рода цикл отличается тем, что затрагивает становление героя еще в юном возрасте. Мы понимаем, что Фрэнку суждено добиться богатства даже когда автор описывает его еще мальчишкой.

Жилка успешного финансиста проснулась в Каупервуде, когда он понял, что жаждет стать хищником, а не жертвой. Постепенно он выстраивает настоящую империю, не гнушаясь задействовать незаконные методы. Разумеется, Фрэнк привлекает к себе прекрасных женщин, и их интерес связан не только с внушительным банковским счетом Каупервуда. Их манит волевой характер, шарм и романтическая натура (да-да, она уживается в душе финансиста вместе с его стремлением к деньгам). Но для Фрэнка женщины – лишь прелестный атрибут роскошной жизни, и горе любовницам, не способным этого понять.

2. «Дамское счастье», Эмиль Золя

Захватывающий роман из цикла «Ругон-Маккары», повествующего о членах семейства Мурэ. Главным персонажем, на мой взгляд, остается милая, умная, талантливая Дениз. Образ этой девушки – модель для подражания.

Октав Мурэ смог поднять торговлю на новый уровень, создав один из первых универсальных магазинов, предназначенных исключительно для женских нужд. Свое творение он нарек «Дамское счастье». Парижанок заинтересовал гигантский магазин, где можно купить все что угодно – от булавки до модной шляпки. Однако покупателя трудно удержать, особенно когда рядом множество лавочек, готовых снизить цены на товары. В данной части цикла большая часть повествования сосредоточена вокруг молоденькой провинциалки Денизы Бодю, приехавшей в Париж в поисках пропитания. Девушке удается добиться должности продавщицы в «Дамском счастье». Это увлекательная история борьбы за выживание, развернувшейся между мелкими торговцами (зачастую изготовляющими свой товар самостоятельно и с душой) и владельцами универсальных магазинов.

3. «Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей

Величайший роман Теккерея по праву признан одним из лучших произведений о стремлении к богатству. В центре сюжета история двух подруг, совершенно не похожих друг на друга. Судьба свела девочек в одном пансионе, но пути их снова и снова расходятся.

Эмилия – дочь богатого дельца, обласканная вниманием обществ, а Бекки Шарп – дитя любви пропащего художника и танцовщицы. Тяготы сиротства сформировали характер девочки, взрастив в ней множество негативных черт. Бекки всей душой стремится к роскоши, способной защитить ее от всех ужасов бедности. В погоне за мечтой девушка не брезгует обманывать и очаровывать богатых мужчин. Необычайно интересно наблюдать за мытарствами юной Ребекки, чьи нелегкая участь заставляет задуматься над тем, вправе ли мы осуждать особ, кажущихся нам жадными и легкомысленными. Ведь за каждой такой личностью стоит целая череда драм, объясняющих столь аморальное поведение.

4. «Граф Монте-Кристо», Александр Дюма

Восхитительное произведение, соединившее в себе множество интригующих проблематик: тут и любовный треугольник, и жажда мести, и предательство. Признанный классикой мировой литературы, роман стал источником вдохновения для создания множества поразительных экранизаций.

Простой моряк Эдмон Дантес пал жертвой козней недругов. Ревнивый Фернан жаждет отнять у парня красавицу-невесту, а завистливый Данглар хочет помешать ему стать капитаном корабля. Сообща им удается обвинить несчастного в измене государству и сослать на отдаленный остров. Сходя с ума от одиночества, Эдмон готов был заморить себя голодом, лишь бы положить конец своим страданиям, но ему посчастливилось познакомиться с другим узником замка Иф. Аббат Фария – человек большого ума и неординарных способностей – помогает новому другу понять, по чьей милости он был заключен под стражу. Перед смертью аббат сообщает Дантесу, где спрятаны несметные богатства. Поменявшись местами с трупом, Эдмон сбегает с острова, находит клад и присваивает себе новое имя – граф Монте-Кристо. Впереди его ждут путешествия, слава, безбедная жизнь и любовь прекрасных женщин. Но главной целью Монте-Кристо остается осуществление мести, которую он долгие годы обдумывал, сидя в сырой камере темницы.

5. «Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Одно из последних произведений дивного писателя, настоящего мастера слова, знавшего тонкости человеческой природы. Ирвин Шоу раскрывает перед читателем хитросплетение судеб двух разных братьев: Руди и Тома Джордахов.

У Тома с детства был буйный характер, от чего многие откровенно недолюбливали парня, считая его несносным хулиганом. Как это часто бывает, вспыльчивость вылилась в упорные занятия агрессивным спортом. Пока Том погружается в профессиональный мир бокса, Руди очаровывает окружающих своим шармом, что помогает ему добиваться немалых успехов при ведении бизнеса. Капризная Фортуна избрала своим любимчиком лишь одного из братьев, отвернувшись от другого. Два брата – две судьбы, два ярлыка – богач и бедняк.

6. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Трогательная история о том, каким мощным стимулом может стать искренняя любовь. Повествование ведется от лица Ника Каррауэя, рассказывающего о своем знакомстве с удивительным человеком, чья щедрая душа была способна на великие жертвы. В этом произведении Фицджеральда, словно в зеркале, отражаются все типажи человеческой натуры, все наши положительные и отрицательные черты скрыты в образах литературных героев.

Поселившись недалеко от имения мистера Гэтсби, Ник заводит дружбу с этим загадочным мужчиной. Джей Гэтсби мало-помалу открывает ему тайны своего восхождения к богатству, неоднократно привирая ради красного словца. Ник узнает, что все успешные порывы Гэтсби (включая и незаконные аферы) были задуманы не просто ради обогащения. Истинной причиной была любовь к ветряной Дэйзи – троюродной сестре Ника. Ослепленный чувствами, Джей не способен рассмотреть истинную суть красавицы, он не понимает, что ее разум ограничен. Дэйзи подобна изысканной бабочке, летящей на блеск мишуры роскоши и денег.

7. «Мартин Иден», Джек Лондон

И снова любовь показана в образе движущей силы, мотивирующей человека идти к успеху, не видя на своем пути препятствий. Вспыльчивый и бескомпромиссный автор перенес на страницы книги свои собственные мысли и представления о структуре общества. Многие полагают, что образ Мартина Идена отчасти автобиографичен.

Необразованный работяга по имени Мартин Иден влюбляется в милую девушку, Руфь Морз. Между молодыми людьми пролегает пропасть социальных различий, но нежные чувства в душе Мартина заставляют его заняться самосовершенствованием, чтобы стать достойным любви Руфи. Девушка помогает парню в его начинаниях и постепенно сама влюбляется в этого удивительного человека, готового ради нее стать совершенно иной личностью. Мартин учится и начинает писать произведения в разных жанрах, стремясь стать популярным писателем и, в итоге, добивается своего. Однако теперь он сбросил шоры с глаз, образование помогло ему взглянуть иначе на окружающий его мир и на девушку, чей светлый образ когда-то стал для него путеводной звездой.

8. «Большие надежды», Чарльз Диккенс

Полное печали и поучительных уроков произведение Диккенса посвящено популярной в среде новелл теме – жизни сирот, обделенных любовью и пониманием.

Маленький Филип (по прозвищу Пип) рос в семье жестокой старшей сестры, вымещавшей все свое недовольство жизнью на ни в чем неповинном ребенке. С детства познавший немало зла, Пип, тем не менее, рос вполне славным мальчуганом и один его добрый поступок (без ведома самого Пипа) стал причиной его восхождения в мир роскоши. Анонимный благодетель обеспечил Филипа всем необходимом и перед парнем открылись двери высшего общества. Когда же он узнал, кто именно стоял за такими преображениями его жизни, то испытал шок и разочарование в людях, которым приписывал эту невиданную доброту и щедрость.

9. «Метод волка с Уолл-стрит», Джордан Белфорт

Увлекательное произведение является автобиографическими мемуарами знаменитого биржевого брокера, чье имя прогремело на весь мир. Его книга стала бестселлером и легла в основу культового американского фильма с Леонардо Ди Каприо.

Джордан Белфорт начал свой путь с самых низов, пробиваясь к вершинам на Уолл-стрит, где правят матерые дельцы. Упорство, изощренный ум и финансовый талант позволили Джордану добиться колоссального успеха, но за баснословными деньгами стояло нечто большее, чем просто трудолюбие одаренного человека. Белфорт неоднократно прибегал к всевозможным махинациям, за что поплатился репутацией, карьерой и даже свободой. Однако расплата за ошибки не положила конец мечтам Джордана, который смог вновь сколотить приличное состояние на этот раз уже в роли финансового гуру.

Читайте также:  Какие цветы можно выращивать при искусственном освещении?

10. «Звезды светят вниз», Сидни Шелдон

Сидни Шелдон снискал мировую славу автора бестселлеров, посвященных всевозможным жизненным коллизиям. С необычайным мастерством писатель создает захватывающие сюжеты, где в единой картине сплетаются нити личностных драм, детективных интриг и щемящих сердце любовных историй.

Данный роман повествует о судьбе Лары Камерон, выросшей в обанкротившейся семье. Мать и брат-близнец Лары погибли, а отец и вовсе не желает иметь с ней ничего общего. Но не зря говорится «что не убивает – делает тебя сильнее». Под гнетом обстоятельств нрав Лары не сломился, а лишь закалился, непробиваемой броней окружив нежную женскую душу. Шаг за шагом Лара продвигаетсяпо карьерной лестнице, добиваясь невиданных успехов. Впрочем, за везение нередко приходится платить, особенно молодым и красивым женщинам, для которых разменной монетой становится собственное тело. Окрыленная перспективами будущего, Лара переезжает в Чикаго, где становится одной из самых богатых и влиятельных бизнесвумен, за что общество нарекает ее прозвищем «Железная бабочка». Впереди нашу героиню ждет еще немало невзгод: предательства, разбитые мечты и боль утраченной любви. Однако сильные духом никогда не сдаются, чтобы ни уготовила им злодейка Судьба.

Огромным интересом у читателей всех времен и народов пользуются романы о людях, сколотивших целое состояние. Истории жизни героев (реальных или вымышленных) помогают нам иначе взглянуть на свои стремления и заставляют задуматься о том, действительно ли сердца наши жаждут несметных богатств?

Какие финансовые приемы применяли литературные герои

Дюма писал о причинах экономических кризисов, Хемингуэй о принятии решений в сфере финансов, Достоевский о психологии игроков фондового рынка.

Сайт IQ.HSE прочел художественную литературу с точки зрения экономики. О неожиданных поворотах классических сюжетов рассказывает доцент НИУ ВШЭ Генрих Пеникас.

Устроить панику

Роман «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма читали, наверное, все. Но видим ли мы, что в приключенческом произведении середины XIX века описана проблема, от которой мир пострадал в 2007–2009 годах? Речь о так называемой банковской панике или набеге на банк (bank run) — массовом и быстром изъятии вкладов.

Именно так Монте-Кристо мстит банкиру Данглару. Убедив его в своей платежеспособности, Дантес получает «неограниченный кредит» и обязательства Данглара платить по векселям. В самый неожиданный момент векселя предъявляются, и граф требует деньги.

В XXI веке напуганные вкладчики выступили «коллективным Монте-Кристо». Так, желающие взять свои депозиты из британского банка Northern rock выстраивались в очередь, некоторые пытались добиться денег насилием, беря в заложники сотрудников отделений. Результат одинаков и в романе, и в жизни — однократно выдать огромную сумму банк не смог и объявил себя банкротом.

От долга к милостыне

«Старик и море» Эрнеста Хемингуэя, казалось бы, никак не ассоциируется с финансами. Но обратим внимание на один диалог. «А что если нам купить лотерейный билет… За два доллара пятьдесят. Где бы нам их взять?» — спрашивает старик у мальчика. Пустяки, говорит тот, их всегда можно занять. Я тоже мог бы, отвечает старик, но не привык брать в долг, «сначала просишь в долг, потом просишь милостыню».

2,5 доллара для нищего — большие деньги, фактически это нынешний индикатор бедности (по оценкам Всемирного банка, бедным считается тот, кто живет меньше чем на $1,9 в день). Но когда человек оказывается на низшем уровне доходов, у него повышается склонность к риску: авось, выиграю и все наладится. Почему возникают финансовые пирамиды? Потому что в тяжелые моменты люди готовы на отчаянные поступки.

Занять не проблема, только от долга действительно дорога к милостыне, а дальше возникают глобальные кризисы. Как в том же 2007-м в США: ипотечные кредиты выдавались всем желающим, без подтверждения доходов, потому что банкирам это было выгодно. Если человек не платил, банк забирал у должника квартиру и на фоне роста цен оставался в выигрыше. Потом рост прекратился, заемщиков захотели видеть платежеспособными, а они как раз тогда платить перестали. И вот момент: от долга к милостыне, от жадности к бедности.

Жажда отыграться

В российской литературе тоже есть экономические сюжеты — например, в «Игроке» Федора Достоевского. С позиции принятия финансовых решений в романе интересны две темы — психология поведения финансовых спекулянтов и философский вопрос о том, как зарабатывать, чтобы преуспевать.

Подобно играющим в казино персонажам, спекулянты на фондовом рынке особо не думают: просто покупают, чтобы продать дороже или продают, чтобы купить дешевле. Их называют шумными торговцами (noisy traders) или пипсовиками (пипс — минимальное изменение цены с шагом в 0,00001). Сейчас развивается алгоритмический трейдинг, когда роботы помогают на пипсах выкраивать выгоду: приобретать на одну десятитысячную рубля меньше и реализовывать на две десятитысячные больше. Представьте, какой нужен оборот, чтобы эти сделки окупились.

Тем, кто восхищенно относится к таким играм, очень советую почитать роман. Возможно, чтобы понять, хотят ли они стать тем, кто постоянно ждет удачу и жаждет взять реванш. Важно, что Достоевский показывает: даже если такому человеку улыбается фортуна, он настолько бездарно распоряжается выигрышем, что в итоге не становится богаче и счастливее.

Национальный вопрос

Вторая тема — как зарабатывать, чтобы преуспевать — в «Игроке» упомянута мимоходом, что не уменьшает ее важности.

Рулетка — игра преимущественно русских, они склонны губить себя ради азарта, уверен англичанин Астлей. «Нет, он не прав! Он резок и скор насчет русских», — думает проигравшийся Алексей Иванович.

А может, правда, в отличие от Запада, в России нет склонности к систематическому зарабатыванию денег? Тогда как для преуспевания в обществе нужно не гнаться за риском и прорывными идеями, а идти к улучшению поступательно, приращивать достаток из поколения в поколение.

Причем приращивать (в прошлый раз мы говорили об этом на примере «Приваловских миллионов» Мамина-Сибиряка) не рентными доходами, а собственным трудом, развивая культуру предпринимательства.

Сила процентов

В романе Эриха Мария Ремарка «Жизнь взаймы» есть упоминание небольшого, как у нас бы сказали, уездного города Базеля: там «считается мотовством, если человек не живет на проценты с процентов».

Ремарк вспомнил о нем не случайно. С городом связана немалая часть мировой финансовой истории. Примерно в 1919 году в швейцарском Базеле был создан банк для контроля выплат долга Германии в пользу Франции по итогам Первой Мировой войны. В каком-то смысле, международный расчетный центр и, возможно, хранилище личных богатств. Поэтому ценность денег и процентов здесь понимали.

Что значит существовать на проценты и сколько при этом нужно, чтобы чувствовать себя комфортнее, чем герой Хемингуэя на два доллара в день? В России при нынешней ключевой ставке Центрального Банка в 6,5% годовых достаточно в среднем иметь $215 тысяч или около 14 миллионов рублей. Но если вы попробуете выживать на таком же уровне в Европе, где ставка кредитования банков Европейским Центральным Банком составляет 0,25% годовых, то есть в 25 раз ниже, чем у нас, то для бедного существования на проценты с процентов потребуется около $150 миллионов или более 9 миллиардов рублей.

Фантазии из реальности

Художественные произведения, где затронута экономика, важно читать в контексте времени, когда они создавались. Яркий пример — популярная сейчас книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

Автор эмигрировала в США из СССР и попыталась описать недостатки обеих экономик — советской и американской. Книга вышла в 1957 году. Америка уже жила после «нового курса» Рузвельта, при котором усиливалась роль государства, боролись с монополиями, приватизировались стратегически важные объекты — железные дороги, телекоммуникационные структуры. В романе тоже притесняется крупный бизнес, госпланирование наступает на свободный рынок, а самые толковые и перспективно мыслящие уезжают в некую долину — Атлантиду.

Героиню возмущает, что банкир Маллиган с состоянием в 200 миллионов долларов берет 25 центов за аренду его автомобиля. В долине запрещено одно-единственное слово — «давать», объясняют ей. И это один из главных экономических принципов: когда человек вовлечен во что-то своими деньгами, он намного разумнее и обоснованнее принимает решения. Потерять чужое — одно, а если при рисковой торговле акциями вам предложат внести минимум личных средств, вы задумаетесь о необходимости сделки.

С другой стороны, не все экономические принципы верны на века, и доверять беллетристике стоит не всегда. Айн Рэнд писала в 1950-х, когда незыблемым казался золотой стандарт — денежная система, при которой доллар гарантированно обеспечивался золотом, его курс был привязан к цене на этот драгоценный металл. Именно золотой доллар — идеал для Атлантиды, его там чеканят и только им расплачиваются. Но в реальном мире золотой стандарт уже критиковался, а в 1971-м был отменен.

Думайте сами

И напоследок повесть Оноре де Бальзака «Банкирский дом Нусингена».

В понимании автора, Нусинген персонаж отрицательный — «финансовый Наполеон», делец, спекулянт. В череде его операций Бальзак описывает одну, якобы мошенническую, но я бы ее такой не считал. Мол, смотрите, какой нехороший банкир: сначала всех подговорил дать ему денег, взял обязательства купить на них акции американских рудников, пообещал, что люди получат выгоду, а акции упали в цене.

Недостойное поведение? Так ведь он не забрал чужие деньги и не убежал, он выкупил обесценившиеся бумаги, они подорожали, что естественно умножило его богатство. Значит, речь про правильное управление финансами: если у вас есть средства в кризис, вы сможете стать более обеспеченным. Эта история не о недобросовестности банкира, а скорее об ответственности и грамотности его клиентов. Не надо полагаться на обещания, думайте своей головой, иначе все то же: жадность приведет к бедности.

Проблема скупости, скаредности в художественной литературе и в современном обществе.

Скупость дальше от бережливости, чем даже расточительность. (Ларошфуко).

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Смерть и скупец. Босх.

Отношение к деньгам и прочим ценностям – одна из важнейших характеристик человеческой личности. Это отношение находится в широчайшем диапазоне: от болезненной скупости до безудержной расточительности. Зная, как человек относится к деньгам, можно сказать о нем если не всё, то очень многое. Перефразируя известную пословицу, можно утверждать: скажи мне, как ты тратишь деньги, и я скажу тебе, кто ты. Отношение человека к деньгам определяет его взаимоотношения с окружающими и, в первую очередь, с самим собой. Недаром говорят, что истинная щедрость начинается с самого себя. А старинное индийское изречение гласит: “Человек, который имеет деньги и ничего не тратит для собственного удовольствия, подобен соломенному чучелу, охраняющему на поле чужое зерно.”

Вряд ли хоть один человек появляется на свет скрягой. Безусловно, каждому из нас свойственно врожденное чувство собственности. Ребенок еще не умеет говорить, но уже тянет к себе игрушки. Слова “Мое! Не дам! А мне!” являются чуть ли не первыми, которые произносит маленький человечек. И движение к себе является самым естественным человеческим порывом. Однако в процессе взросления детская жадность проходит, и мы становимся нормальными людьми, иногда даже с некоторым уклоном в расточительность. В молодости человек относится к деньгам более или менее легкомысленно.

. Но юноша в них (деньгах)

Ищет слуг проворных

И не жалея шлёт туда, сюда.

А.Пушкин “Скупой рыцарь”

Не без основания считается, что скупость свойственна в основном пожилым людям. По логике жизни, казалось бы, должно быть наоборот. Известная немецкая пословица гласит: “Letztes Hemd hat keine Tasche” (последняя рубашка не имеет карманов, т.е. на тот свет ничего не заберешь). Однако именно в старости человека подстерегает скупость, на что тоже есть определенные основания. С возрастом по естественным причинам угасают многие чувства и желания и их замещает скупость. “Старый человек, он любит заработать, скопить и вообще при виде денег у него руки дрожат и ноги подгибаются. Если речь идет о деньгах, то это конченое дело. Тут никакие советы не помогут» – писал Михаил Зощенко в рассказе “Про няню, или прибавочная стоимость этой профессии”. Безусловно, это суждение – преувеличение, но доля истины в нем всё-таки есть. Кроме того, не случайно говорят, что скупость – это преимущественно мужская болезнь.

Все знаменитые литературные персонажи, за исключение Коробочки из “Мертвых душ” , символизирующие скупость, являются лицами мужского пола : Шейлок в “Венецианском купце” Шекспира ( жадный еврей-ростовщик, чье имя стало нарицательным для алчных и скупых людей.

Шейлок – Жадный ростовщик занимает венецианскому купцу Антонию денег, поставив условие: если тот не вернет их вовремя, то он имеет права вырезать фунт мяса из тела Антония. Антоний хочет выручить друга, который попросил его о помощи, и соглашается на эти дикие условия. Когда Антоний не смог вернуть долг, Шейлок хотел взять свое, но хитрая Порция, жена друга Антония Бассанио, поворачивает на суде дело таким образом, что Шейлок обвиняется в покушении на жизнь христианина. У него забирают половину имущества и заставляют принять христианство),

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Гобсек в “Человеческой комедии” Бальзака (является личностью внутренне противоречивой. Автор выделяет, в основном, его отрицательные черты – подлость, жадность и черствость.

«Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом».

Предоставляя в долг денежные средства под большие проценты, ростовщик Гобсек фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Недаром во французском языке «Гобсек» (Gobseck) означает «Живоглот». «Человек-автомат», «золотой истукан», «человек-вексель» – вот как автор характеризует этого человека.

Его хищная натура, жестокость и мелочность подчёркивает даже описание портрета героя: «глаза, словно у хорька».

К концу жизни скупость Гобсека превратилась в настоящую одержимость – он ничего не продавал, боясь продешевить: «…каждый предмет сделки служил ему поводом для бесконечных споров – несомненный признак, что он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимых какой-либо страстью, пережившей у них разум».

Через своего героя Бальзак хочет подчеркнуть трагичность жизни в обществе, где человек вынужден с целью самосохранения подавить в себе все человеческие качества и стать накопителем и обдиралой),

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Скупой рыцарь у Пушкина ( Альбер – человек своего времени, в котором рыцарю следует проявлять демонстративную храбрость на турнирах, быть расточительным и куртуазным, служа образу прекрасной дамы. Но, понеся ощутимые потери в одном из последних турниров, он вынужден искать деньги на ремонт амуниции и переоснащение своего рыцарского облика. Пьеса открывается сценой, в которой Альбер жалуется слуге на безденежье и достигает трагического накала в момент сцены унижения Альбера перед торговцем жидом Соломоном. Основная тема пьесы – опустошающая власть денег.

Рыцарское слово – ничто для ростовщика, который прозрачно намекает на возможность убийства барона, отца Альбера, для получения полного доступа к деньгам. Альбер поначалу возмущён, но при первой возможности отцеубийства, которая возникает, когда барон вызывает сына на дуэль, поспешно соглашается принять вызов, подхватывая символ вызова на дуэль, перчатку, пока отец не передумал. Якобы исповедуя благородную философию, Альбер далёк от истинного благородства. Подлость сына не претворяется в жизнь лишь потому, что отец умирает естественной смертью в финале),

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

(Плюшкин в “Мёртвых душах” у Гоголя. Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.

Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.

Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

Читайте также:  Как правильно выращивать лаванду в домашних условиях?

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Автор восклицает : «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения.

Перечень можно продолжить. Коробочка в тех же “Мертвых душах”.

Какой литературный герой пытался выращивать деньги?

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель.

Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся мир героини. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах в доме К.

Но такое «замирание» все же лучше полной вневременности мира Манилова. У К. хотя бы есть прошлое (муж и все, что связано с ним). К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова. Даже местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В этом она подобна Манилову и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Не вчера было сказано, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. И это, действительно, так. Можно утверждать, что скупость – это доведенная до крайности бережливость, патологическая нелюбовь к тратам. Все психологи и писатели сходятся на том, что скупость – это разрушительная страсть, которая лишает человека не только разума, но и вообще человеческих черт. Психологи утверждают, что в человеческой душе не могут одновременно сосуществовать две доминантные страсти. Одно чувство подавляет все остальные, в результате чего наступает т.н. ослепление страстью.

Лет 30-40 назад в научно-популярной литературе был описан изящный эксперимент, который очень наглядно иллюстрирует, как происходит ослепление страстью. Исследователи установили прямоугольную клетку, дверца которой была открыта. В клетку поместили собаку. Со стороны, противоположной дверце, положили кусок мяса. Учуяв мясо, собака соображает, что нужно сначала бежать в сторону, противоположную мясу, выскочить через дверцу из клетки и схватить вожделенный кусок. Затем мясо кладут всё ближе к клетке. В конце концов наступает момент, когда мясо лежит совсем близко к решетке и его запах до крайности возбуждает собаку. Она забывает о том, что уже неоднократно выбегала через заднюю дверцу, и начинает рваться к мясу через прутья передней стенки. Не правда ли, интересный эксперимент? Вот так же, как на собаку мясо, на скрягу действует возможность наживы. В известном мультфильме Лиса Алиса и Кот Базилио поют песенку:

. На жадину не нужен нож:

Ему покажешь медный грош –

И делай с ним что хошь.

Как правило, не бедность является причиной скупости. Бальзак тонко подметил, что скупость начинается там, где кончается бедность. А знаменитый философ Сенека сказал: “Бедность терпит недостаток во многом, скупость же лишена всего”. Великий знаток человеческой природы А.И.Герцен писал: “Скупость бесконечна и. после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.” Но еще за 2000 лет до Герцена латинский поэт Вергилий говорил, что скупой всегда нуждается. Наверное, нет такого языка, в котором не было бы пословиц, осуждающих скупость.

Отличается ли скупость от жадности и алчности? Эти слова являются почти синонимами, но некоторое различия между ними всё-таки есть. Скупость, в первую очередь, нацелена на сохранение имеющегося, а алчность и жадность ориентированы на новые приобретения. Можно ли излечиться от скупости и алчности?

Окружающая жизнь не радует нас обилием положительных примеров. Однако можно отыскать такой пример в мифах Древней Греции. Миф о царе Мидасе (том самом, у которого были ослиные уши). За какую-то незначительную услугу бог Дионисий пообещал выполнить любое желание Мидаса. И царь пожелал, не больше и не меньше, чтобы всё, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Желание было исполнено. И что хорошего из этого получилось? Оказалось, что неразумный Мидас был обречен умереть от голода, т.к. любая пища, к которой он прикасался, тут же превращалась в золото. С огромным трудом удалось Мидасу избавиться от этого проклятия.

И всё-таки специалисты полагают, что излечение от скупости возможно, но при единственном условии: “больной” должен сам изъявить желание избавиться от этой мании. Без этого все усилия родных и близких абсолютно бессмысленны.

Все, кто писал об отношении к деньгам, сходятся на том, что бережливость является одной из человеческих добродетелей. Об этом же неоднократно говорится в Библии. Бережливость – это разумное, расчетливое отношение не только к деньгам, но и ко всему, чем владеет человек, в том числе и к собственному здоровью. Можно сказать, что бережливость – любимое дитя благоразумия. Она несовместима с торопливым желанием хорошо пожить. Бережливый человек семь раз подумает, прежде чем один раз решится на крупные расходы. И приобретает он не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись. Про бережливого человека немецкая пословица говорит так: “Er dreht jeden Pfennig dreimal um” (он трижды повертит в руках каждый пфенниг).

И в то же время можно утверждать, что все мы исключительно богаты, ибо, как сказал Сократ, богатство измеряется не количеством вещей, которые человек в состоянии приобрести, а количеством вещей, без которых он научился обходиться. К сожалению, для многих пожилых людей стало актуальным шутливое высказывание : “Было нечего надеть, стало некуда ходить”.

Между бережливостью и скупостью лежит зыбкая область, которую можно назвать прижимистостью или, проще говоря, жмотством. В чем это выражается? Достигнув зрелого возраста, многие люди не умеют расставаться со старыми, ненужными вещами: одеждой, обувью, электробытовыми приборами и т.п. Они прячут их в кладовку, в подвал, где вещи приходят в окончательную негодность. Умом человек понимает, что эти вещи ему никогда больше не понадобятся, даже если они еще в рабочем или в “носильном” состоянии. Но какой-то внутренний тормоз не позволяет избавиться от ставшего ненужным. Способность без колебаний выбросить старье – это тоже своего рода талант, которым наделен далеко не каждый.

В заключение можно сказать, что скупость – верный симптом надвигающейся старости. Постараемся как можно дольше оставаться молодыми, находясь даже во вполне зрелом возрасте. А для этого будем всеми силами бороться с собственной скупостью.

Деньги в классике

Дублон и 30 серебреников

Где-то до первой трети XIX века писатели и поэты редко упоминали о точных суммах и писали о деньгах вообще. Никто не знает, сколько именно взял в долг у еврея-ростовщика Шейлока венецианский купец Антонио. Или, например, Пушкин не говорит нам, сколько конкретно золота лежит в сундуках Скупого рыцаря. Предел пушкинской конкретики – число сундуков («шестой еще неполный»). Сплошной романтизм.

. Впрочем, поэт все же кое-какие дает нам детали: «Тут есть дублон старинный. вот он. Нынче вдова мне отдала его, но прежде с тремя детьми полдня перед окном она стояла, на коленях воя».

А вот дублон – это сколько на наши деньги?

Дублон – это двойное эскудо, чеканившийся с 1535 года в Испании и Португалии и имевший хождение по всей Европе. Во Франции эту монету называли пистолем, и у Дюма, например, полно конкретных данных о финансовых операциях д`Артаньяна и его товарищей.

Из золотой марки (230 грамм золота 917-й пробы) чеканили 68 эскудо (т.е. 34 дублона). Вес дублона – 6,77 грамма золота. Сегодня Сбер покупает золото 999-й пробы по 2253 рубля/грамм, а продает по 2525 рублей/грамм. Стало быть, номинал дублона сегодня около 16 тысяч рублей. Не бог весть, но сегодня вдова с тремя детьми могла бы жить на них полмесяца. А так – голод.

Сегодня дублон ценен, конечно, как нумизматическая редкость. Его цена измеряется в десятках тысяч евро.

Канонический пример конкретной суммы в литературе – 30 серебреников, полученных Иудой от первосвященников за предательство Христа. Факт выплаты денег Иуде сообщают три из четырех Евангелий (от Матфея, от Марка и от Луки), а конкретную сумму назвал только Матфей. После того как Иуда вернул эти деньги и повесился, на них был куплен участок земли в Иерусалиме для организации кладбища для странников.

Какими именно монетами Иуда получил эту сумму? Скорее всего, тирскими стратерами (сиклями) или равными им по стоимости греческими тетрадрахмами. Драхма равнялась римскому динарию. 1 серебреник – 4 динариям. Динарий был стандартной поденной платой квалифицированному сельхозрабочему и римскому легионеру. Таким образом, 30 сребреников – это 120 динариев, то есть 4-месячная зарплата крестьянина или солдата при семидневной рабочей неделе. На это можно было купить 360 литров оливкового масла, до двух тонн зерна, одного раба.

Американцы в издании «Open Bible» приравняли цену динария к нынешним $32. А значит, 30 серебреников составляют около $3850, то есть по нынешнему курсу чуть более 254 тысяч рублей.

Русские писатели считают деньги

Едва ли не первым в русской литературе оперировал конкретными суммами и Николай Васильевич Гоголь. Герой его «Ревизора» Хлестаков при первой встрече с городничим просит у него «взаймы» 200 рублей ассигнациями. Но городничий, принимая Хлестакова за инкогнито из Петербурга, радуется: «Я-таки ему вместо двухсот четыреста ввернул». В современной России это было бы более 400 тысяч рублей. Всего же, как известно, Иван Александрович набрал у чиновников «взаймы» более тысячи рублей, т.е. примерно 1,2 миллиона на наши деньги.

Еще одна «денежная» конкретная история – гоголевские же «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков – прожженный аферист и взяточник. Он служил в таможне и за взятки позволял переправлять контрабанду через границу. Но поссорился с подельником, и тот написал на него донос. Афера раскрылась, и Чичиков с подельником попали под следствие. Подельник сел, а вот Чичиков отвертелся и даже сумел сохранить часть деньжат.

Теперь ему надо их «отмыть». Чичиков едет в город N, где скупает у местных помещиков умерших крестьян, которые по переписи числятся живыми. Затем он планирует оформить их на себя. У него два плана. План А – получить большой кредит в опекунском совете под своих крепостных. План Б – в статусе «состоятельного помещика» жениться на хорошем приданом. При удачном стечении обстоятельств планы А и Б могли быть реализованы одновременно.

Сколько душ и почем Чичиков купил? У кого?

Последовательность такая: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Манилов Чичикову мертвые души просто дарит, но мы не знаем, сколько именно. Настасья Петровна Коробочка продает Чичикову 18 душ за 15 рублей оптом. Ноздрев крестьян не продает: он предлагает Чичикову выиграть их в карты или в шашки, или купить жеребца и получить мертвые души в придачу. Именно Ноздрев, кстати, уличенный Чичиковым в жульничестве при игре в шашки, позже и разоблачил аферу Павла Ивановича на городском балу. У Михаила Семеновича Собакевича Чичиков купил неизвестное число душ по 2,5 рубля за штуку. У Плюшкина Чичиков купил 198 душ по 32 копейки за штуку.

Всего было куплено более 400 мертвых душ (косвенно можно догадаться, что Собакевич продал около 100 душ, примерно столько же Чичикову подарил Манилов). Чичиков потратил на это дело около 330 рублей. С учетом подаренных Маниловым за каждую душу он в среднем заплатил по 82 копейки.

Средняя в России рыночная цена крепостного составляла около 200 рублей. Заложить крепостного можно было за 10-15 процентов (20-30 рублей) от его рыночной цены. Потратив всего 330 рублей, Чичиков рассчитывал получить кэшем от 8 до 12 тысяч рублей. Прибыль – от 25 до 36 раз!

По тем временам рубль – это деньги. В тех же «Мертвых душах» (Повесть о капитане Копейкине) указывается, что в «ревельском трактире» можно было жить и питаться на рубль в сутки. Сегодня средняя зарплата по области составляет около 25 тысяч рублей. Многие наши люди живут от зарплаты до зарплаты. А значит, в день тратят примерно по 833 рубля. Таким образом, нынешние 833 рубля по покупательской способности равны 1 рублю первой половины XIX века. Следовательно, Чичиков на покупку мертвых душ потратил 275 тысяч нынешних рублей, рассчитывая наварить от 7 до 10 миллионов.

Цена преступления

Другой русский классик, Федор Михайлович Достоевский, силу денег тоже знал. Вот «Преступление и наказание». Студент Родион Романович Раскольников убивает старушку-процентщицу Алену Ивановну, конечно, не из-за денег, а чтобы выяснить, тварь он дрожащая или право имеет. Но кровавые деньги жгут ему руки, и он так и не раскрыл кошелек, спрятав его в углу своей комнаты в дыру под обоями. А потом, боясь обыска, отнес под камень в один из дворов – следователи еще удивлялись, что он на допросе не мог назвать сумму.

Но все же, сколько было взято – и сколько бы это стоило сейчас?

Эта сумма известна – 317 рублей серебром и три двугривенных (60 копеек). Для нищего Раскольникова – это гигантские деньги. Тогдашняя «минималка» в Питере для мастеровых и студентов составляла около 100 рублей в год, в месяц – чуть более 8 рублей. Похищенных после двойного убийства (он кроме Алены Ивановны порешил еще и Лизавету) 317 рублей 60 копеек Раскольникову хватило бы на три года скромной жизни.

Приведем эти деньги к нынешним реалиям. Раскольников, можно сказать, жил на МРОТ в 8 рублей. МРОТ в Питере в 2015 году составляет 9445 рублей. Это значит, что 1 рубль Раскольникова соответствует 1180 современным рублям. На наши деньги в кошельке Алены Ивановны было порядка 375 тысяч. В наше время могут убить и за меньшее.

Сжечь 125 миллионов.

К 1868 году рубль девальвировался, но все равно – когда героиня романа Достоевского «Идиот» Настасья Филипповна Барашкова бросает в камин 100 тысяч рублей («Видишь ты эту пачку, в ней сто тысяч. ») – это впечатляет.

Доллар тогда (1867-1868 годы) стоил 1,3 рубля. В огонь полетели почти $77 тысяч долларов. При сегодняшнем курсе в 66 рублей/доллар – более 5 миллионов рублей. Но можно посчитать и по-другому. Средняя зарплата в России в 60-х годах XIX века – 20 рублей в месяц. Сегодня – около 25 тысяч. Это значит, что тогдашний рубль был равен 1250 современным рублям. 100 тысяч Настасьи Филипповны на наши деньги составляют 125 миллионов!

А как у них

Классик американской литературы Уильям Сидней Портер (О`Генри) в начале XX века написал рассказ «Вождь краснокожих. Там два балбеса, Сэм и Билл, похищают сына зажиточного фермера. Первоначально заламывают выкуп в $2000 долларов, но в итоге считают за счастье самим заплатить папаше Дорсету $250, лишь бы тот согласился забрать пацана обратно.

В то время среднегодовая зарплата в Америке – что-то около $950. Сейчас – $3900 в месяц, $46800 в год (среднестатистические цифры). Значит, 1 доллар начала XX века составляет примерно $50 сегодняшних. Таким образом, Сэм и Билл первоначально хотели получить с Дорсета $100 тысяч сегодняшних баксов, а в итоге сами отдали ему $12500 нынешних.

В начале ХХ века доллар стоил около 2 рублей, то есть сумма выкупа была 4000 рублей. В то время – примерно годовая зарплата депутата Государственной думы (4200 в год). В современных реалиях сумма выкупа кажется заоблачной – 6,6 миллиона рублей. Живи Сэм и Билл сегодня в России и получи они выкуп (при среднегодовой зарплате в России в 300 тысяч рублей), этих денег хватило бы им на 22 года скромной жизни.

Оцените статью
[Всего:    Средний:  /5]
Ссылка на основную публикацию