- Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень
- Что выращивали античные земледельцы?
- Египтяне придерживались вегетарианской диеты
- Опиумный мак
- Папирус – важная культура для Египта
- Лён и эммер
- Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
- Женщины занимались натуральным обменом
- О земледелии Египта. Сравнительный анализ культур Древней Руси и Египта
- Пшеница и ячмень
- Что выращивали древние земледельцы?
- Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.
- Земледелец Древней Руси
- Орудия труда земледельца.
- Славянские земледельческие обряды.
- Что выращивали античные земледельцы?
- Египтяне придерживались вегетарианской диеты
- Опиумный мак
- Папирус – важная культура для Египта
- Лён и эммер
- Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
- Женщины занимались натуральным обменом
- Что выращивали античные земледельцы?
- Египтяне придерживались вегетарианской диеты
- Опиумный мак
- Папирус – важная культура для Египта
- Лён и эммер
- Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
- Женщины занимались натуральным обменом
- Родина пшеницы: откуда взялась пшеница на Земле
- Как появилась и откуда родом пшеница
- Мягкая
- Твердая
- Яровая и озимая
- Пшеница на Руси
- Когда стали выращивать
- Какие выращивались виды
- Распространение культуры по другим регионам
- Дикий предок пшеницы
- Заключение
- Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень
Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень
Что выращивали античные земледельцы?
В Древнем Египте земледелие являлось основой экономики. Оно было очень важно для благополучной жизни людей. Сначала сельское хозяйство стало развиваться в северной части Египта в районе дельты. Там были очень плодородные почвы. Это происходило с 6000 по 3150 годы до нашей эры. Но имеются свидетельства, что в этом районе занимались земледелием намного раньше, примерно с 800 года до нашей эры.
Историки считают, что земледелие в Древнем Египте было, как наука и практика. Египтяне учились превращать плодородные почвы в обширные поля, приносящие хороший урожай. Это они делали после каждого разлива Нила. Каждый год он выходил из берегов и затоплял земли вокруг. Вместе с водой на поля выливался и ил, наполняя почву питательными веществами. Это позволяло египтянам заниматься земледелием и собирать богатые урожаи. Без этого никогда бы не было такой развитой культуры в Древнем Египте.
Египтяне придерживались вегетарианской диеты
У древних египтян была в основном вегетарианская диета. Мясо они конечно ели, но очень редко. Оно было дорогим, и им питались в большей степени знатные и богатые люди. Бедняки видели мясо на своём столе только по праздникам. Бедные крестьяне чаще употребляли рыбу, которую знать считала нечистой пищей. Жрецам было запрещено её есть.
Опиумный мак
На полях Египта выращивались разные культуры. Одной из них был эммер – пшеница. Также египтяне выращивали на своих полях нут, чечевицу, ячмень, кунжут, кукурузу. Были среди выращиваемых культур и овощи: салат, лук, чеснок. Ещё египтяне сеяли на плодородной земле лён, папирус и растение, из которого делали касторовое масло. Это было в период Нового царства с 1570 по 1069 год до нашей эры. Фивы той поры славились производством опиумного мака. Эта культура перешла и к египтянам. Лечебные свойства опиума были ещё известны шумерам в 3400 году до нашей эры. Они называли его хул гил, что значит растение радости. От шумеров выращивание опиумного мака перешло и другим народам: ассирийцам и египтянам. Торговля опиумом стала очень прибыльным занятием. От этого росло богатство и благополучие древних городов.
Папирус – важная культура для Египта
Очень важным для Египта было и выращивание папируса. Из него чаще всего производили бумагу. Но не только её. Папирус шёл на изготовление игрушек. Из него плели корзины, верёвки и коврики, делали обувь и шторы. Он служил и для приготовления пищи. Небольшие рыбацкие лодки тоже делали из папируса. В Египте работало целое производство, на котором изготавливали касторовое масло. Измельчённые стебли папируса использовались для производства масла для ламп. Из них ещё делали тонизирующее средство.
Лён и эммер
Важной сельскохозяйственной культурой для Египта был и лён. Из него плели верёвки и нити, из которых затем делали ткани для одежды. Лён также был нужен для изготовления обуви. Зерновая культура эммер использовалась и для производства пива. Оно было очень популярно среди египтян. Но в основном из зерна пекли хлеб. Он был основным продуктом на столе жителей Древнего Египта. Но когда Египет был захвачен римлянами, то производство пшеницы (эммера) резко сократилось.
Вместо пива римляне предпочитали пить вино, поэтому они стали больше выращивать виноград. Но до колонизации Римом пшеница была одной из самых важных сельскохозяйственных культур, выращиваемых египтянами, если не считать папирус.
Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
Заниматься земледелием могли в Египте и отдельные крестьяне. Они выращивали разные культуры, а затем платить налог в государственную казну. Но таких частников в те времена было довольно мало. Большинство же крестьян работали на землях, принадлежащих крупным землевладельцам. Ими были священнослужители, знать и другие богачи. Крестьяне работали на их полях, отдавая хозяину земли весь урожай. За это они получали небольшую плату. Семья таких наёмных рабочих имела небольшие сады около своих домов. Этот урожай они использовали для себя. Основной работой населения было сельское хозяйство. Оно было источником пропитания и достатка египтян.
Женщины занимались натуральным обменом
Египетские женщины не пахали землю. Они ухаживали за скотиной. А во время сбора урожая они обычно шли за рабочими и подбирали те кукурузные початки, что остались в поле после уборки. Также женщины готовили еду для работников на свежем воздухе. Обменом продуктами занимались тоже женщины.
Они могли обменять, например, рыбу на кувшин пива у соседки. Такой обмен стал основой египетской экономики. Это позволяло превращать излишки в другие нужные для хозяйства вещи. Мужья же в это время получали за свой труд деньги. Продукты из семейного сада тоже служили товаром для обмена.
Деньгами в Египте был дебен. Например, пять литров эммера можно было купить за один дебен. За такую же сумму можно было приобрести и пару простых сандалий. Египтяне очень часто покупали пшеницу, ячмень, масло для еды и для ламп. Такой бартер был во всех египетских деревнях. Такой же натуральный обмен был и в международной торговле.
Собранный урожай хранился на местах. Часть его собиралась государством. Зерно перевозили в хранилища, принадлежащие фараону. Это был так называемый налог.
После того, как римляне захватили Египет, он стал «житницей» Рима. Египтяне стали снабжать продуктами всё больше разрастающуюся империю. Это было вплоть до VII века, пока его не захватили арабы. Сельскохозяйственная деятельность остаётся очень важной областью экономики Египта и в наши дни. Египтяне сейчас используют для обработки земли и сбора урожая новые технологии.
О земледелии Египта. Сравнительный анализ культур Древней Руси и Египта
Климат в дельте сырой, в долине Нила сухой и жаркий. Разные источники утверждают, что земледелие Египта имеет три жатвы в год. При этом перечисляются культуры – пшеница, маис, дурра, ячмень, южные плоды, маслина, сахар и особенно хлопок, индиго и рис [47]. Рассмотрим каждую из этих культур подробнее.
Культура пшеницы была известна в Греции (проторусские славянские племена пеласгов), Болгарии – за 6 – 5 тыс. лет до н.э. [35], в странах Передней Азии (Турция, Ирак, Сирия, Иран) и Туркмении за 7 – 6 тыс. лет до н.э. То есть во времена глубоко досемитские, когда на этих территориях существовали только русские выселки, названные позже Шумером, Пеласгами и др. (см. пп. 7.1.2., 7.1.3. гл. IV). Родиной многих видов пшеницы является южная часть России [35]. Отсюда и её биологические особенности: семена пшеницы начинают прорастать при 1 – 2 °С, морозостойкие сорта озимой пшеницы переносят понижение температуры зимой до -20 °С, иногда до -35 °С, всходы яровой – заморозки до -8 °С. Пшеница довольно требовательна к влаге. В Египте пшеницу узнали, предположительно, только к 4-му тыс. лет до н.э. [35].
Родиной кукурузы является Центральная и Южная Америка. Старый Свет узнал кукурузу только с 15-го века. То есть Древний Египет кукурузы не знал.
Родиной сорго (к которой относится и упомянутая дурра) является экваториальная Африка. Вторичными центрами происхождения считают Индию и Китай, откуда оно проникло в др. страны. В Индии сорго выращивают с 3-го тыс. до н.э., в Китае и Египте – со 2-го тыс. до н.э. [2064].
Ячмень – с вегетационным периодом 55 – 110 суток является самой скороспелой зерновой культурой. Характеристики ячменя явно указывают на его северное происхождение: всходы появляются при 4 – 5 °С, молодые растения устойчивы к заморозкам. Оптимальная температура для роста и развития 15 – 22 °С. «Распространён севернее других зерновых хлебов, так что в Архангельской губернии является господствующим хлебом» [47]. В Египте известен со времен фараонов [1731].
Маслина – хозяйственное значение имеет только маслина европейская – выдерживает кратковременные морозы 13 – 18 °С. Маслина – древняя культура, происходит с Ближнего Востока. Возделывается в полосе между 45° с.ш. и 37° ю.ш. [2065]. Отечеством маслины считают Палестину, Сирию, Египет и Грецию, где маслина разводилась с глубокой древности [47].
Сахарный тростник выдерживает морозы до 30 °С. Родиной сахарного тростника считают Юго-Восточную Азию. В Индии он известен в культуре за 3000 лет до н.э., в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, в Китае его стали возделывать в 6 в. н.э. [2066].
Хлопчатник – одно из древних прядильных растений. Однако родиной хлопководства является Индия, где в долине Инда уже в период хараппской цивилизации (3-е тыс. до н.э.) выращивали хлопчатник и изготовляли пряжу из его волокна. Сведения о возделывании хлопчатника в Египте относятся к 1 в. до н.э. [2067].
Рис – происходит из Индии, требует постоянного затопления водой.
В связи с изложенным выше, ложно звучат такие слова о Египте, как о древнейшей земледельческой цивилизации, как, например, эти: «Древнейшие земледельческие поселения в Египте были очагами последовательно сменявшихся в 5 – 4-м тыс. до н.э. культур: на севере – Меримде-Бени-Саламе, Эль-Омари и Маади; на юге – Тасийская культура, Бадарийская культура, Амратская культура, Негада и на территории всей страны – Герзейская культура» [35].
[!] При отсутствии сельскохозяйственных культур для выращивания остаётся предположить, что древние египтяне просто перекапывали земли вокруг Нила, ничего в них не сея.
[!] О «передовом опыте» египтян в земледелии приходится навсегда забыть – «наличие земледелия в Сахаре надежно установлено лишь со 2-го тысячелетия до н.э.» [1623], что сочетается с нашими данными, изложенными выше.
Брокгауз и Ефрон, говоря о Египте, утверждали, что «ремёсла достигли значительного совершенства: льняные ткани, керамические и бронзовые изделия, судостроение» [47].
«при раскопках свайного поселения на р. Модлоне в Вологодской области, относящегося к началу 2-го тыс. до н.э., найдены семена льна культурного, которые удалось прорастить, а также части прялки и отпечатки тканей на керамике» [35, ст. Лён].
То есть к тому времени, когда египтяне только начали осваивать земледелие, в Вологде, на Руси, уже существовала культура льна, на выведение которой тоже потребовалось немало времени.
Отметим, что и для льна характерна его приспособленность к северным условиям: молодые всходы переносят понижение температуры до -3,5 – -4°С. Для роста и развития растения наиболее благоприятны температура 15-18°С и пасмурная погода, которой в Египте никогда не было. Первенство Руси в высевании льна закрепилось лингвистически: лён, немец. Lehen, Lein, франц. lin, итал. lino, исп. lino. И исторически: в 1971 мировая посевная площадь культуры превышала 1,5 млн. га, преимущественно в СССР, Польше (98 тыс. га), Франции (43 тыс. га), Румынии (40 тыс. га), Чехословакии, Болгарии, Аргентине, Германии и др. [35]. Как видим, Египет в этом перечне не поименован.
Для сравнения следует заметить, что «индоевропейские поселенцы, которые разместились на Висле и западнее ее», которых «следует рассматривать как слагаемые будущего славянского массива», образовали в 6-му тыс. до н.э. трипольскую культуру.
[!] «Ко времени расцвета трипольской культуры (конец 4 – начало 3 тысячелетия до н.э.) земледелие насчитывало уже не одно тысячелетие своего существования. Области трипольских энеолитических племен, где необычайная полнота археологических данных и богатство расписной керамики ярче и полнокровнее, чем где-либо в Европе, раскрывают перед нами идеологию первобытных земледельцев» [1472].
Таким образом, о земледелии Египта можем сделать следующие выводы:
1. Ни одно из распространённых культурных растений не является родным для Египта;
2. Хлопчатник, рис и сахарный тростник – это поздние (рубеж н.э.) приобретения Египта;
3. Со времён фараонов (2 тыс. до н.э.) египтяне узнали ячмень и сорго;
4. Самой древней культурой для Египта является пшеница (4 тыс. до н.э.), однако само земледелие в Египте установлено только со 2-го тыс. до н.э.;
5. Морозоустойчивость пшеницы говорит о северном происхождении этого злака, а также отражает пути миграции заселенцев Египта.
6. Если всё-таки продолжать превозносить Египет в качестве древней земледельческой цивилизации, то заинтересованным в этом учёным придётся выдумать некое культурное растение, которое египтяне возделывали. Пока, по всем данным, все культурные растения не египетского происхождения, что даёт возможность утверждать, что Древний Египет был слабо знаком с земледелием, кроме возделывания северного злака – пшеницы.
7. Пшеницу египтяне привезли из Древней Руси, где имелся несравненно более высокий уровень земледелия. Так, например, славяне отмечали праздник «Роженицы» (8 сентября) и новогодние святки уже за 3,5 тыс. лет до н.э. [1472, 2070]. А в трипольское время – 6 – 4 тыс. до н.э. – на Руси известен весенний аграрный русский обряд «Колосок» [1104, стр. 359]. Нам известны фигурки с изображением колоса на животе [2071, стр. 33] (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Одна из девочек, изображающая колосок, найдена в Выхватинском могильнике [1472].
93.79.160.148 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Пшеница и ячмень
Пшеница и ячмень
Изучение жилищ родового поселения Коломийщины и Владимировки дало новые материалы для характеристики хозяйственной жизни Триполья. Ещё Хвойко открыл в раскопках трипольских памятников остатки культурных растений и в своём докладе на XIII археологическом съезде поднял вопрос о земледелии в Триполье и о местном его происхождении.
Какими же данными располагают сейчас археологи по этому вопросу? Во время раскопок поселения Коломийщины-I мы обратили внимание на то, что слабо обожжённая обмазка, из которой строят основу стен, пол, печь и другие части в трипольском доме, содержит в глиняной массе растительную примесь в виде зерён и мелких частей колосьев хлебных злаков. В результате производившихся специальных исследований этого рода растительных отпечатков было обнаружено налиме следов выгоревшего зерна, мякины, жмыхов, пшеницы, ячменя и проса. Так мы нашли ещё одно убедительное доказательство тому, что племена, жившие в Днестровско-Днепровском бассейне в эпоху Триполья, занимались мотыжным земледелием и возделывали пшеницу, ячмень и просо.
Сосуды с чёрной и красной росписью
Сосуды с чёрной росписью
Раскопки на поселении Коломийщина-II помогли нам узнать, как древние трипольцы обрабатывали землю и снимали урожай злаков. Мы нашли костяной серп больших размеров, сделанный из лопатки быка или коровы. Этим серпом древняя жница срезала колосья. Но, видимо, более распространенным был способ срезывания колосьев кремневыми пластинами, которые вставлялись в костяную или деревянную основу серпа.
В примеси глиняной обмазки не обнаружено ни соломы, ни целых колосьев. В то же время среди отпечатков половы часто попадаются отпечатки зерен, иногда не освобождённых даже от колосковых плёнок. Это дает некоторое основание предполагать, что, во-первых, при сборе урожая, возможно, снимали не все растение полностью, а только одни колосья, без соломы, во-вторых, способ обмолота, очевидно, был таков, что колосья хотя и раздроблялись на мелкие части, но зерно при этом полностью не вымолачивалось и не очищалось от пленок, вследствие чего значительное количество его оставалось в мякине, в жмыхах и вместе с растительной примесью попадало в глиняную обмазку. Возможно, что колосья просто растирались между ладонями или же растаптывались ногами, как это до сих пор практикуется у некоторых народов.
Если способ молотьбы у древних трипольцев остаётся пока ещё не разъяснённым, то способ переработки зерна можно установить с достаточной отчетливостью. Обычными орудиями для размола зерна были каменные зернотерки: каждая состоит из двух частей — нижнего широкого плитообразного камня с верхней выглаженной, часто слабо вогнутой рабочей стороной и верхнего небольшого камня (песта) шаровидной формы. Материалом для зернотёрок служили наиболее распространенные местные разновидности камня: гранит, гнейс, песчаник и т. д.
Реконструкция трипольских жилищ
В трипольских жилищах зернотерки обычно находятся неподалеку от больших сосудов, служивших вместилищами для хранения запасов. Они размещаются у противоположной от печки стены или же вблизи печей, рядом с большими чашами и горшками, которые служили посудой для приготовления пищи. На модели древних трипольских жилищ (Сушковка, Попудня) рядом с зернотеркой, помещенной на особом возвышении, изображена женская фигурка, склоненная над зернотеркой и растирающая зерно. Эти модели рассказали нам о том, как трипольские женщины превращали зерно в муку.
Что выращивали древние земледельцы?
В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться. Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений. Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.
Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.
Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия.
Фото с сайта www.topauthor.ru
В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук. Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб. Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.
Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли и скот. Изначально свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу. Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами. Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.
Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян? Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге. Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники. Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.
Перелог являлся южной системой земледелия. Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.
От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы. На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу. На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей. С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу. Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.
Земледелец Древней Руси
Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.
Орудия труда земледельца.
Фото с сайта kpfu.ru
Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.
Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.
Славянские земледельческие обряды.
Фото с сайта www.vostokolyub.ru
Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.
В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.
Что выращивали античные земледельцы?
В Древнем Египте земледелие являлось основой экономики. Оно было очень важно для благополучной жизни людей. Сначала сельское хозяйство стало развиваться в северной части Египта в районе дельты. Там были очень плодородные почвы. Это происходило с 6000 по 3150 годы до нашей эры. Но имеются свидетельства, что в этом районе занимались земледелием намного раньше, примерно с 800 года до нашей эры.
Историки считают, что земледелие в Древнем Египте было, как наука и практика. Египтяне учились превращать плодородные почвы в обширные поля, приносящие хороший урожай. Это они делали после каждого разлива Нила. Каждый год он выходил из берегов и затоплял земли вокруг. Вместе с водой на поля выливался и ил, наполняя почву питательными веществами. Это позволяло египтянам заниматься земледелием и собирать богатые урожаи. Без этого никогда бы не было такой развитой культуры в Древнем Египте.
Египтяне придерживались вегетарианской диеты
У древних египтян была в основном вегетарианская диета. Мясо они конечно ели, но очень редко. Оно было дорогим, и им питались в большей степени знатные и богатые люди. Бедняки видели мясо на своём столе только по праздникам. Бедные крестьяне чаще употребляли рыбу, которую знать считала нечистой пищей. Жрецам было запрещено её есть.
Опиумный мак
На полях Египта выращивались разные культуры. Одной из них был эммер – пшеница. Также египтяне выращивали на своих полях нут, чечевицу, ячмень, кунжут, кукурузу. Были среди выращиваемых культур и овощи: салат, лук, чеснок. Ещё египтяне сеяли на плодородной земле лён, папирус и растение, из которого делали касторовое масло. Это было в период Нового царства с 1570 по 1069 год до нашей эры. Фивы той поры славились производством опиумного мака. Эта культура перешла и к египтянам. Лечебные свойства опиума были ещё известны шумерам в 3400 году до нашей эры. Они называли его хул гил, что значит растение радости. От шумеров выращивание опиумного мака перешло и другим народам: ассирийцам и египтянам. Торговля опиумом стала очень прибыльным занятием. От этого росло богатство и благополучие древних городов.
Папирус – важная культура для Египта
Очень важным для Египта было и выращивание папируса. Из него чаще всего производили бумагу. Но не только её. Папирус шёл на изготовление игрушек. Из него плели корзины, верёвки и коврики, делали обувь и шторы. Он служил и для приготовления пищи. Небольшие рыбацкие лодки тоже делали из папируса. В Египте работало целое производство, на котором изготавливали касторовое масло. Измельчённые стебли папируса использовались для производства масла для ламп. Из них ещё делали тонизирующее средство.
Лён и эммер
Важной сельскохозяйственной культурой для Египта был и лён. Из него плели верёвки и нити, из которых затем делали ткани для одежды. Лён также был нужен для изготовления обуви. Зерновая культура эммер использовалась и для производства пива. Оно было очень популярно среди египтян. Но в основном из зерна пекли хлеб. Он был основным продуктом на столе жителей Древнего Египта. Но когда Египет был захвачен римлянами, то производство пшеницы (эммера) резко сократилось.
Вместо пива римляне предпочитали пить вино, поэтому они стали больше выращивать виноград. Но до колонизации Римом пшеница была одной из самых важных сельскохозяйственных культур, выращиваемых египтянами, если не считать папирус.
Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
Заниматься земледелием могли в Египте и отдельные крестьяне. Они выращивали разные культуры, а затем платить налог в государственную казну. Но таких частников в те времена было довольно мало. Большинство же крестьян работали на землях, принадлежащих крупным землевладельцам. Ими были священнослужители, знать и другие богачи. Крестьяне работали на их полях, отдавая хозяину земли весь урожай. За это они получали небольшую плату. Семья таких наёмных рабочих имела небольшие сады около своих домов. Этот урожай они использовали для себя. Основной работой населения было сельское хозяйство. Оно было источником пропитания и достатка египтян.
Женщины занимались натуральным обменом
Египетские женщины не пахали землю. Они ухаживали за скотиной. А во время сбора урожая они обычно шли за рабочими и подбирали те кукурузные початки, что остались в поле после уборки. Также женщины готовили еду для работников на свежем воздухе. Обменом продуктами занимались тоже женщины.
Они могли обменять, например, рыбу на кувшин пива у соседки. Такой обмен стал основой египетской экономики. Это позволяло превращать излишки в другие нужные для хозяйства вещи. Мужья же в это время получали за свой труд деньги. Продукты из семейного сада тоже служили товаром для обмена.
Деньгами в Египте был дебен. Например, пять литров эммера можно было купить за один дебен. За такую же сумму можно было приобрести и пару простых сандалий. Египтяне очень часто покупали пшеницу, ячмень, масло для еды и для ламп. Такой бартер был во всех египетских деревнях. Такой же натуральный обмен был и в международной торговле.
Собранный урожай хранился на местах. Часть его собиралась государством. Зерно перевозили в хранилища, принадлежащие фараону. Это был так называемый налог.
После того, как римляне захватили Египет, он стал «житницей» Рима. Египтяне стали снабжать продуктами всё больше разрастающуюся империю. Это было вплоть до VII века, пока его не захватили арабы. Сельскохозяйственная деятельность остаётся очень важной областью экономики Египта и в наши дни. Египтяне сейчас используют для обработки земли и сбора урожая новые технологии.
Что выращивали античные земледельцы?
В Древнем Египте земледелие являлось основой экономики. Оно было очень важно для благополучной жизни людей. Сначала сельское хозяйство стало развиваться в северной части Египта в районе дельты. Там были очень плодородные почвы. Это происходило с 6000 по 3150 годы до нашей эры. Но имеются свидетельства, что в этом районе занимались земледелием намного раньше, примерно с 800 года до нашей эры.
Историки считают, что земледелие в Древнем Египте было, как наука и практика. Египтяне учились превращать плодородные почвы в обширные поля, приносящие хороший урожай. Это они делали после каждого разлива Нила. Каждый год он выходил из берегов и затоплял земли вокруг. Вместе с водой на поля выливался и ил, наполняя почву питательными веществами. Это позволяло египтянам заниматься земледелием и собирать богатые урожаи. Без этого никогда бы не было такой развитой культуры в Древнем Египте.
Египтяне придерживались вегетарианской диеты
У древних египтян была в основном вегетарианская диета. Мясо они конечно ели, но очень редко. Оно было дорогим, и им питались в большей степени знатные и богатые люди. Бедняки видели мясо на своём столе только по праздникам. Бедные крестьяне чаще употребляли рыбу, которую знать считала нечистой пищей. Жрецам было запрещено её есть.
Опиумный мак
На полях Египта выращивались разные культуры. Одной из них был эммер – пшеница. Также египтяне выращивали на своих полях нут, чечевицу, ячмень, кунжут, кукурузу. Были среди выращиваемых культур и овощи: салат, лук, чеснок. Ещё египтяне сеяли на плодородной земле лён, папирус и растение, из которого делали касторовое масло. Это было в период Нового царства с 1570 по 1069 год до нашей эры. Фивы той поры славились производством опиумного мака. Эта культура перешла и к египтянам. Лечебные свойства опиума были ещё известны шумерам в 3400 году до нашей эры. Они называли его хул гил, что значит растение радости. От шумеров выращивание опиумного мака перешло и другим народам: ассирийцам и египтянам. Торговля опиумом стала очень прибыльным занятием. От этого росло богатство и благополучие древних городов.
Папирус – важная культура для Египта
Очень важным для Египта было и выращивание папируса. Из него чаще всего производили бумагу. Но не только её. Папирус шёл на изготовление игрушек. Из него плели корзины, верёвки и коврики, делали обувь и шторы. Он служил и для приготовления пищи. Небольшие рыбацкие лодки тоже делали из папируса. В Египте работало целое производство, на котором изготавливали касторовое масло. Измельчённые стебли папируса использовались для производства масла для ламп. Из них ещё делали тонизирующее средство.
Лён и эммер
Важной сельскохозяйственной культурой для Египта был и лён. Из него плели верёвки и нити, из которых затем делали ткани для одежды. Лён также был нужен для изготовления обуви. Зерновая культура эммер использовалась и для производства пива. Оно было очень популярно среди египтян. Но в основном из зерна пекли хлеб. Он был основным продуктом на столе жителей Древнего Египта. Но когда Египет был захвачен римлянами, то производство пшеницы (эммера) резко сократилось.
Вместо пива римляне предпочитали пить вино, поэтому они стали больше выращивать виноград. Но до колонизации Римом пшеница была одной из самых важных сельскохозяйственных культур, выращиваемых египтянами, если не считать папирус.
Египтяне работали на полях крупных землевладельцев
Заниматься земледелием могли в Египте и отдельные крестьяне. Они выращивали разные культуры, а затем платить налог в государственную казну. Но таких частников в те времена было довольно мало. Большинство же крестьян работали на землях, принадлежащих крупным землевладельцам. Ими были священнослужители, знать и другие богачи. Крестьяне работали на их полях, отдавая хозяину земли весь урожай. За это они получали небольшую плату. Семья таких наёмных рабочих имела небольшие сады около своих домов. Этот урожай они использовали для себя. Основной работой населения было сельское хозяйство. Оно было источником пропитания и достатка египтян.
Женщины занимались натуральным обменом
Египетские женщины не пахали землю. Они ухаживали за скотиной. А во время сбора урожая они обычно шли за рабочими и подбирали те кукурузные початки, что остались в поле после уборки. Также женщины готовили еду для работников на свежем воздухе. Обменом продуктами занимались тоже женщины.
Они могли обменять, например, рыбу на кувшин пива у соседки. Такой обмен стал основой египетской экономики. Это позволяло превращать излишки в другие нужные для хозяйства вещи. Мужья же в это время получали за свой труд деньги. Продукты из семейного сада тоже служили товаром для обмена.
Деньгами в Египте был дебен. Например, пять литров эммера можно было купить за один дебен. За такую же сумму можно было приобрести и пару простых сандалий. Египтяне очень часто покупали пшеницу, ячмень, масло для еды и для ламп. Такой бартер был во всех египетских деревнях. Такой же натуральный обмен был и в международной торговле.
Собранный урожай хранился на местах. Часть его собиралась государством. Зерно перевозили в хранилища, принадлежащие фараону. Это был так называемый налог.
После того, как римляне захватили Египет, он стал «житницей» Рима. Египтяне стали снабжать продуктами всё больше разрастающуюся империю. Это было вплоть до VII века, пока его не захватили арабы. Сельскохозяйственная деятельность остаётся очень важной областью экономики Египта и в наши дни. Египтяне сейчас используют для обработки земли и сбора урожая новые технологии.
Родина пшеницы: откуда взялась пшеница на Земле
Пшеница на протяжении многих веков определяла продовольственную безопасность целых государств. По сей день это основной продукт питания миллионов людей. Откуда к нам пришла эта культура и как давно захватила продовольственный рынок планеты? О происхождении пшеницы на Земле читайте в нашей статье.
Как появилась и откуда родом пшеница
История пшеницы берет начало из ближневосточного региона, известного как Плодородный полумесяц. Он охватывает современный Израиль, Ирак, Палестину, Сирию, Ливан, Египет, Иорданию, окраины Турции и Ирана. Именно там в 12 тыс. до н. э. первобытные люди начали употреблять в пищу дикое растение, ставшее родоначальником современной пшеницы.
Дикорастущий злак осыпался сразу после созревания, к тому же зерно плохо очищалось от оболочки, что делало его обработку трудозатратной.
Древние земледельцы постепенно одомашнивали культуру, отбирая лучшие семена. Самые ранние археологические находки злака датируются 10 тыс. до н. э. Они были найдены в Каракадагском горном районе современной юго-восточной Турции.
Из археологических материалов, оставленных кочевниками в Западной Азии, исследователи узнали, что люди, научившись использовать зерна, постепенно перешли от охоты на животных к сбору семян для еды.
Справка. Пшеница полностью изменила образ жизни первобытного человека, предопределив переход от охоты и собирательства к земледелию. Это произошло около 9 тыс. лет назад и получило название неолитической революции.
Древние земледельцы сушили, молотили зерна, варили на медленном огне и готовили лепешки. Первоначально зерна поедали в сыром виде, после стали растирать их камнями, получая грубую муку, из которой варили своеобразную кашу. Такой примитивный вид обработки – прообраз изготовления муки и выпекания хлеба.
В первобытном виде хлеб представлял собой кашицу из полусырых семян. Такие лепешки встречаются у народов Африки и в некоторых азиатских селениях.
В течение многих столетий земледельцы продолжали делать со своих полей выборки семян, показавшие лучшие признаки – легкость сбора, урожайность, устойчивость к погодным условиям, – и новая пшеница начала доминировать.
Мягкая
Центром происхождения мягких сортов пшеницы (Triticum aestivum) считается южная часть современной Турции. Самые ранние находки датируются 7 тыс. до н. э. Этот вид злаковой культуры – результат перекрестного опыления древних форм пшеницы и диких трав. Гибрид сразу показал хорошую урожайность, чем привлек внимание ранних земледельцев.
Сегодня на долю мягкой пшеницы приходится более 90% мировых посевов.
Твердая
Район происхождения твердой пшеницы (Triticum durum) точно не установлен. Ее родиной ученые преимущественно называют Средиземноморский регион, поскольку именно здесь обнаружено исключительное разнообразие ее разновидностей и сортов.
Введение этого злака в сельское хозяйство произошло в 4–3 тыс. до н. э. В мировом объеме производства пшеницы доля твердых сортов составляет около 5%.
Яровая и озимая
Озимая и яровая культуры представлены как мягкими, так и твердыми сортами.
Наши предки, проживающие в регионах с мягкими зимами и высоким снежным покровом, обнаружили выгоду посадки пшеницы осенью. Преимущества такого метода в том, что можно использовать для роста влагу, полученную в результате таяния снега, и добиться более ранних сроков созревания по сравнению с весенней посадкой.
На протяжении столетий методами народной селекции выводились озимые сорта хлебного злака, отбирались наиболее морозоустойчивые и способные противостоять резкой смене погодных условий. Так появилась озимая пшеница.
Первое сообщение о возделывании в России озимой злаковой культуры на Кавказе датируется серединой XIX столетия. Сначала из-за низкой устойчивости к морозам озимых сортов в России большее распространение получили яровые формы твердой пшеницы. Сегодня выведены и выращиваются по большей части озимые сорта.
До наступления зимней стужи озимые успевают прорасти и хорошо укорениться, а с приходом весны продолжают жизненный цикл, созревая раньше, чем яровые.
В тех регионах, где озимые не повреждаются морозами, им обычно отдают предпочтение как значительно более урожайным.
Посевы яровых сортов преобладают в северо-восточных районах России.
Главные различия яровой и озимой культур:
- Озимые сорта сеют в начале осени, яровые – в середине весны.
- Озимая намного превосходит яровую по урожайности, но уступает по пекарским свойствам.
- Яровая интенсивнее усваивает из почвы питательные вещества и устойчива к засухам.
- Озимая хорошо противостоит резкой смене погодных условий, но более требовательна к качеству почвы.
Пшеница на Руси
Славяне, испокон веков населявшие территорию современной России, занимались главным образом земледелием. Основными возделываемыми зерновыми были:
- пшеница – большей частью на юге;
- рожь – на севере;
- ячмень – на самом севере земледельческой зоны, в суровых климатических условиях.
Когда стали выращивать
На Руси пшеница появилась в V веке до н. э. Это один из самых первых злаков, которые выращивали индоевропейцы, том числе славяне. Наши предки позаимствовали ее у готов, живших на юге Восточной Европы. Слово «хлеб» происходит от готского Hlaifs.
Пшеница стала одной из первых культур, выращиваемых славянами. Она упоминается в самых ранних памятниках письменности. А вот рожь появилась на наших землях только в XI-XII вв. Об этом свидетельствуют записи Нестора-летописца и материалы археологических раскопок в Новгороде. Однако благодаря устойчивости к неблагоприятному северному климату рожь очень быстро распространилась на территории нынешней России. Впрочем, в южных районах неизменно господствовала пшеница.
Какие выращивались виды
Славяне выращивали совсем не ту пшеницу, к которой мы привыкли сегодня. Сеяли один из ее древних видов – полбу. Это полудикая злаковая культура, родственница твердой пшеницы. Ее называют «двузернянкой». Зерно полбы покрыто несколькими слоями пленки.
Целые зерна полбы, дробленые и перетертые чаще варили. Отсюда и произошло русское название «пшеница» – от старославянского корня *рьšеnъ – «пихать», «толочь», «тереть». В древнерусских памятниках письменности XI столетия это слово встречается часто.
Сегодня во всем мире возрождается интерес к этой древней культуре. Высокое содержание клетчатки наряду с небольшим количеством глютена делает доисторическую пшеницу идеальным продуктом для здорового и гипоаллергенного питания.
Распространение культуры по другим регионам
Неолитическая революция быстро продвигала пшеницу за пределы ее родины.
Распространение окультуренного хлебного злака из региона Плодородного полумесяца произошло уже в 9 тыс. до н. э., когда он появился в районе Эгейского моря.
В Индию пшеница пришла около 6 тыс. до н. э., а в Эфиопию, на Пиренейский полуостров, Британские острова и Скандинавию – не позже 5 тыс. до н. э.
Тогда же это растение стало известно в Северной Греции, Македонии и Северной Месопотамии. Приблизительно через 1000 лет пшеница достигла Китая.
На территории нынешней Восточной Европы она появилась к 6 тыс. н. э.
Некоторые ученые полагают, что одомашнивание зерновой культуры происходило в разных регионах приблизительно в одно и то же время, но факты это опровергают. Археологические доказательства ее раннего одомашнивания отсутствуют где-либо, кроме ближневосточного региона.
К началу нашей эры культура распространилась по всей территории Азии и Африки, а в период завоеваний римлян ее начали выращивать в разных местах Европы.
В Южную, а после и в Северную Америку злак завезли в XVI-XVII веках европейские колонисты и только в XVIII-XIX столетиях – в Канаду и Австралию. Так пшеница распространилась по всей планете.
Справка. Стародавние сорта пшеницы, выведенные на территории России, широко распространились и стали исходным материалом при выведении ряда сортов в других странах. Многие озимые сорта, вывезенные из нашей страны, и до настоящего времени сохранили в США русские названия: Харьковская, Белоглина, Одесская, Крымка.
Дикий предок пшеницы
Происхождение злака можно проследить, начиная от дикой травы семейства Triticeae, которая появилась 75 тыс. лет назад. Эта трава – древнейший предок пшеницы.
Самая ранняя собранная пшеница была дикорастущей полбой в восточном Средиземноморье, возраст которой – около 12 тыс. лет.
Семена растения первобытным людям пришлись по вкусу, их начали использовать в пищу. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что в 10 тыс. до н. э. наши предки уже культивировали прапшеницу. Колосья у древнего злака были ломкие, а зерна мелкие и легко осыпались сразу же после созревания, так что собрать их было невозможно. Поэтому людям приходилось использовать в пищу незрелые зерна, не дожидаясь их осыпания.
На протяжении тысячелетий древние земледельцы культивировали и отбирали зерна диких трав, одомашнивая злак. Окультуривание проходило очень медленно: по оценкам археологов, около 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена.
Выращивание, повторный сбор, отбор и посев семян диких трав привели к созданию новых сортов, зерна которых стали крупнее, устойчивее к осыпанию и гораздо более удобными в сборе и дальнейшей обработке. Зерна культурной пшеницы в колосе крепко держатся до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте.
Из-за такой прочности колоса одомашненная пшеница утратила способность размножаться без помощи людей. Ее повсеместное распространение – дело рук человека.
Заключение
Происхождение хлебной культуры можно проследить на десятки тысячелетий назад с точностью до нескольких десятков километров. Люди помогли ей завоевать планету, и сегодня ни один злак не имеет столько видов и сортов, как пшеница. Но, невзирая на это многообразие, ее первобытные сорта и сегодня пользуются большой популярностью у сторонников здорового питания.
Древние земледельцы выращивали такие растение как ячмень
РАССКАЗ З1
Возникновение земледелия