Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия. Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая. К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда

При освоении людьми новых жизненных пространств, в бытовой жизнедеятельности в целом и в подсечно-огневом методе ведения земледелия в частности, ключевую роль играл топор. При помощи топора и огня расчищалось от деревьев и прочей растительности новое поле для распашки.

Среди инструментов для рыхления и перекапывания земли славянами широко использовались мотыга, заступ и лопата. Наиболее широкое применение эти ручные орудия труда получили в огородничестве.

Поля с достаточно большой площадью земли рыхлили с помощью тягловых орудий пахоты — рала, сохи (польск. Socha), или плуга. Для ведения такого вида работ славяне привлекали волов или лошадей.

Традиционно сбор урожая зерновых культур славянами осуществлялся посредством жатвы серпом (польск. Sierp). О жатве серпом сообщают древнерусские письменные источники начала XIII века, она изображена на миниатюрах и фресках.

Кошение при уборке урожая зерновых культур начало применяться только в XVIII веке в связи с изданием Петром I указа «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами» . Но даже после издания указа коса не смогла занять место серпа в сельском хозяйстве, где серп не только применялся, но и продолжил конструктивно дорабатываться вплоть до середины XX века. Кошение косой осуществлялось преимущественно во время сенокошения, что отражено в термине.

Пучки колосьев вязали в снопы, молотили цепами (польск. Cep).

Культурные растения

Основными земледельческими культурами были пшеница (польск. Pszenica), рожь (жито), ячмень (польск. Jęczmień), овес (польск. Owies), из которых славяне пекли хлеб (польск. Chleb, в т.ч. и ритуальный каравай) и блины, а также делали каши (польск. Kasza). Также выращивали капусту (польск. Kapusta), горох (польск.

Примечания

Картина русского художника-передвижника

Иванова С.В. «Жилье восточных славян», 1909 г.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановиться естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

В лесах же, где применялась

подсечная (подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, коров, коз и птицу. А найденные при раскопках кости, подтверждают, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употребляли в пищу (их использовали, в основном, для верховой езды и как тягловую силу).

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, медведя, лисицу, зайца. На охоту брали лук со стрелами и копье.

В реках ловили щуку, леща, сома и др. рыбу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетенными приспособлениями. Развитию рыболовства, конечно, способствовало, то обстоятельство, что славянские поселения располагались по берегам рек.

Подсобную роль в хозяйстве восточных славян играло бортничество – сбор меда диких пчел. Это был не просто сбор меда, но и уход за дуплами – «бортями», и даже их создание.

Земледелие восточных славян

В пастоящем издании один из томов специально посвящен древней Руси. Поэтому здесь хозяйственная деятельность и общественный строй рассматриваются только для периода до IX в., когда у восточных славян складываются раннефеодальные отношения и формируется древнерусское государство.

Археологические материалы служат важнейшим источником освещения социально-экономической жизни восточнославянского общества в период, предшествующий сложению государственности. Фрагментарные свидетельства письменных источников подтверждают выводы и наблюдения, полученные на основе данных археологии.

Основным занятием славян второй половины I тысячелетия и. э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. К рассматриваемому здесь времени славяне, занимавшие плодородные лесостепные области Восточной Европы, достигли значительных успехов в развитии земледелия. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужпому, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеднепров- скне области находились в орбите ировинциальнорим- ской культуры.

Одпим из важных показателей хозяйства и экономики славянского общества рассматриваемого здесь периода служит характер поселений. При выборе мест для них, несомненно, принимались во внимание прежде всего хозяйственные выгоды. Славянские поселения второй половины I тысячелетия и. э. отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. Это касается не только южных районов восточнославянского расселения, ио и северных: население, оставившее сопки и длинные курганы, занимало главным образом такие местности, которые, как показывают почвенные карты, были наиболее пригодны для сельскохозяйственной деятельности (Седов В. В., 1970а, с. 9, 10).

При раскопках славянских поселений времени, предшествующего сложению древнерусского государства, получены данные, которые прямо свидетельствуют о развитии земледелия. Па многих поселениях найдены земледельческие орудия — железные нараль- ники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда.

В VT—X вв. в южной части восточнославянской территории применялись весьма близкие по форме и пазмерлм широколопастные наральники с плечиками ( LXI). Они симметричны, с широкой, в виде равнобедренного треугольника, рабочей частью, часто утолщенной с помощью наварных пластин, и суженной трубицей. Делались наральники из одного куска железа. Для них характерны следующие размеры: длина 16—21,5 см, ширина лопасти 8—12 м. ширина втулки 6—8 см. Расширенная лопасть и узкая, почти разомкнутая втулка позволяют предполагать, что эти наконечники принадлежали орудию типа рала с полозом. используемого на сравнительно легких, вероятно старопахотных почвах (Чернецов А. В., 1976, с. 34). Такие наральники найдены при раскопках поселений в Пеньковке, Стецовке, Сахновке, Пастырском, Григоровке, Зимно, Рипневе, Хотомеле, Княжей Горе (Канев), Новотроицком, Волынцеве и др. Наконечники с плечиками известны в Восточной Европе с черпяховского периода. Но тогда они еще по получили широкого распространения. Классификация восточноевропейских наконечников пахотных орудий сделана Ю. А. Красновым (Краснов Ю. А., 1978, с, 98-113).

Единичными находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатываю- щих орудий были чересла — плужные пожи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чепесло, выкованное целиком из железа (Кухаренко Ю. В., 1961, 9, 17). Известны и втульчятьте чересла (Ляпушкин И. И., 1958а, LXXXVII, 3).

Во второй половине I тысячелетия н. э. первые железные наконечники пахотных орудий появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В основном это наральники без плечиков.

Наиболее ранним из них является сошник, найденный на берегу р. Ладожка в Старой Ладоге (Орлов С. Я., 1956, с. 142—144). Он прямоугольный в плане, с округлым рабочим краем. Втульчатая тру- бица образована двумя боковыми закраинами. Длина сошника 13,6 см. наибольшая ширина — 9,5 см.

Датировать эту находку затруднительно. Можно полагать, что она относится ко времени основания Староладожского поселения. Ближайшие по формам и размерам сошники известны в Средней Европе, где они встречены в германских и славянских землях на памятниках поздперимской и раннесреднечековой поры. Вероятно, оттуда сошники рассматриваемого типа проникли иа рубеже VI и VII вв. в северные области восточнославянского расселения и бытовали здесь вплоть до XI в. (Миролюбов М. А., 1972, с. 118, 119).

В горизонте Е3 культурного слоя Старой Ладоги (VIII в.) найден сошиик, имеющий рабочую часть в форме равнобедренного треугольника. В верхней части загнутые края образовывали втулку-трубицу, при помощи которой сошник крепился с деревянной частью сохи — рассохой. Длина его 15,5 см, ширина спинки 7 см ( XX, 1).

Очевидно, этот сошник занимает промежуточное положение между упомянутым более ранним орудием, найденным на берегу Ладожкн, н более поздними древнерусскими (Миролюбов М. А., 1972, с. 121).

Сошник того же типа, но более длинный, найден в слое Д Старой Ладоги (X в.). Подобные землеобра- батывающие орудия были в употреблении на широкой территории северной части Восточной Европы. Они встречены и в древнерусских курганах (Ува- ров А. С., 1871, с. 115), и среди древностей прибалтийских и поволжско-камских племен.

Аналогичные сошники предназначались для пахотных орудий, используемых для обработки вновь осваиваемых участков, освобожденных из-под леса подсечно-огневой системой, или залежных земель. Такой сохой предварительно взрыхляли верхний слой земли, а потом для полной обработки поля проходили сохой по нескольку раз.

Тягловой силой для работы пашенными орудиями как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О широком использовании лошади для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. На основании косвенных данных (па поселениях костные остатки лошадей в числе пищевых отбросов встречаются в очень небольшом количестве, свидетельствуя о том, что мясо лошади использовалось для питания в сравнительно редких случаях) можно утверждать, что при обработке пахотных участков и во второй половине I тысячелетия н. э. применялась лошадь.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы в этот период заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через три-четыре года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками (Третьяков П. Н., 1932).

Читайте также:  Можно ли выращивать гортензию в комнатных условиях?

Однако раскопки последних десятилетий показывают, что роль подсечного земледелия у славян лесной полосы Восточной Европы преувеличена. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

Очевидно, подсека применялась в основном при расширении пахотных полей, для освоения новых участков земли под пашню. Господствовала же переложная система земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободпые от лесных массивов участки, поэтому здесь наряду с перелогом, очевидно, возникла система севооборота — двухполье или трехполье. Скорее всего и в лесной полосе в последних веках I тысячелетия н. э. на старопахотных землях выработалась такая же система севооборота.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Они применялись также для очистки пашенных орудий от налипшей земли. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Поднепровья, в Побужье и Днестровско-Ду- найском междуречье. В X в. распространяются железные мотыги, служившие для обработки как пахотных полей, так и участков, предназначенных для огородных культур.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Некоторые из топоров специально предназначались для рубки леса. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Находки таких топоров на памятниках восточнославянских племен немногочисленны, но повсеместны.

Урожай с полей снимали при помощи серпов так же, как это делали еще в недавнее время ( LXII). В середине и второй половине I тысячелетия н. э. скадывается форма серпа, близкая к современной,— клинок близок по форме параболе или части эллиптической кривой, черенок отогнут наружу, он вбивался в короткую деревянную рукоятку. Нос серпа слегка загибается внутрь — конструктивная особенность, с помощью которой растения формируются в пучки, а лишние отбрасываются в сторону. Современные серпы Восточной Европы восходят главным образом к описанным раннесредневековым орудиям (Ми- насян Р. С., 1978а, с. 82—84), которые ведут свое происхождение от аналогичных римских и провин- циальноримских. В середине I тысячелетия н. э. такие серпы получают широкое распространение у славянского населения, представленного пражско-кор- чакскими и пражско-пеньковскими древностями. В VIII—IX вв. серпы этого типа появляются и в лесной зоне Восточной Европы. В более раннее время здесь бытовали слабоизошутые серпы с клиновидным клинком, непосредственно переходящим в черенок, и серповидные ножи, восходящие к раннему железному веку.

На славянских памятниках второй половины I тысячелетия н. э. изредка встречаются косы-горбуши ( LXII). Для уборки урожая они, по-видимому, использовались в исключительных случаях, в основном ими косили траву на сено.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах — специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывавшиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. Кроме того, были распространены крупные глиняные сосуды-зерновики. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород — известняка, песчаника, кварцита и т. п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Различаются верхние и нижние диски: верхние, более массивные, имели вогнутую рабочую поверхность, нижние — выпуклую. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Жернова или их фрагменты при раскопках встречены на очень многих поселениях пражско-корчакской и пражско-пеньковской культур (Бакота, Ьранешты 1, Внльховец, Городок, Зеленый Гай, Кавегчина, Лоиатна, Jiyr 1, Малинов- цы, остров Мытковскин, Пезвнско, Одая, Рашков, Раскайцы, Сахновка, Семенки, Ханска и др.). Исследователь восточноевропейских жерновов 1 тысячелетня н. э. Р. С. Минасян утверждает, что в землях к северу от Припяти и Десны в VI — VII вв. еще широко бытовали зернотерки (Минасян Р. С., 1978в, с. 101— 112). Только приблизительно с VIII в. жернова распространяются в Верхнем Поднепровье (древнейшие находки — в Тушемле и Городке на Смоленщине и в Дедиловичах в бассейне Березины) и далее на север (Изборское городище и Камно иа Псковщине, Сельцо в Новгородской обл.).

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки, встреченные на многих славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. не только в южных, но и в северных районах восточнославянской территории. Обычно они имели круглую форму (диаметр 15—20 см) и были снабжены невысокими бортиками, изредка украшенными пальцевыми вдавлениями по краю. На таких сковородах пекли хлебцы или лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса (Skruzny L., 1964, s. 370—391). Пекли хлеб или другую пищу в печах. При раскопках селища Одая в бассейне Днестра в печи-каменке одного из полуземляночных жилищ найдена глиняная сковорода, установленная на поде.

Древние авторы оставили скудные сведения о земледельческих культурах, возделывавшихся славянами накануне образования древнерусского государства. Византийский автор VI в. Маврикий сообщает, что основными культурами у антов и с(к)лавинов были пшеница и нросо (Мишулин А. В., 1941, с. 253). Персидский историк X в. Гардизи отмечал, что большая часть посевов славян состояла из проса (Новосельцев А. П., 1965, с. 390).

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V—IX вв., полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры — просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. (Янушевич 3. В., 1976). При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов — твердой и мягкой, озимой ржи, ячменя и, вероятно, проса (Ляпушкин И. И., 1958а, с. 211, 212).

Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений второй половины I тысячелетия п. э. лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур (Кирьянова Н. А., 1979, с. 72—84). Так, на городищах Банцеровщина, Близнаки, Демидовка и Загорцы, относящихся к тушемлинско-банцеровской культуре, найдены зерна мягкой пшеницы, ячменя, проса, овса, бобов, гороха и вики. На городище Камно под Псковом в слоях VIII—X вв. обнаружены зерна мягкой пшеницы, полбы, ячменя, бобов, гороха, овса и конопли. Первые находки озимой ржи датируются IX в. (городище Свила I на Витебщине).

Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу пх составляют зерна ншеии- цы двузернянки—полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса (Кирьянов А. В., 1959, с. 312-314). В слоях X в. Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы (.Кирьянов А. В., 1959, с. 321-324).

Нравы Славян Российских в особенности. Жилища. Скотоводство и земледелие.
Древние славяне. Не только в степенях гражданского образования, в обычаях и нравах, в.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие.
В VI в. их сменили авары1 которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен.

иной, более высокий уровень жизни: земледелие велось.
славянземледельцев в торговле с возрожденным Причерноморьем.

Занятия восточных славян

Основным занятием славян было земледелие. У восточных славян в лесной зоне преобладало подсечно-огневое земледелие, в лесостепи использовался перелог. Наличие свободных лесных и степных пространств при невысокой плотности населения делало такую систему выращивания культурных растений экономически выгодной, несмотря на высокую трудоемкость работ.

Подсечно-огневое земледелие предполагало осуществление целого цикла работ, рассчитанных на несколько лет. Готовя будущее поле, выбирали умеренно-влажный лесной участок, поросший березой, елью, ольхой. Всегда обходили сосновый лес, так как сосны растут на песчаных почвах, где подсеку не применяли. В первый год на выбранной под поле лесной делянке подрубали, частью ошкуривали деревья (снимали кору) и оставляли сохнуть на корню. Осенью из поваленных деревьев выбирали годные для использования в качестве строительного материала и на дрова и вывозили их по первому снегу. Весной оставшиеся деревья и хворост сжигали и производили закладку посевного материала прямо в золу, которая является хорошим удобрением. Семена забороновывали. В первый год, как правило, сеяли репу, которая была тогда полевой культурой, а потом – злаки.

Введенное в хозяйственный оборот поле давало достаточно высокие урожаи на протяжении от 1 до 3 и от 5 до 7 лет (в зависимости от возраста выжженных деревьев), затем еще около 10–12 лет такие участки использовали под сенокосы и пастбища. Когда их окончательно забрасывали, перенося поля и угодья на другие лесные участки, то через 40–60 лет на этом месте восстанавливался пригодный для новой подсеки лес. В лесных районах основным пахотным орудием была соха.

При использовании системы перелога на возделываемом участке выжигалась трава, затем землю рыхлили и засевали, а через 2–4 года, после истощения земли, переходили (перекладывались) на другой участок. На заброшенный участок возвращались, когда происходило восстановление плодородия почвы, определяющим признаком которого становилось появление дерна.

В южных лесостепных районах, где плодородный слой почвы был толще, чем в лесных, уже в VIII в. наметился переход к пашенному земледелию. Землю уже не просто рыхлили на поверхности, а глубоко вспахивали при помощи рала, а затем и плуга. Основными зерновыми культурами, выращиваемыми славянами, были ячмень, пшеница, просо. С развитием пашенного земледелия увеличились посевы ржи и овса. Урожай собирали при помощи серпов. Созревшие хлеба жали серпами. Отшелушенное зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

С принятием христианства, когда возникла необходимость соблюдать посты, славяне стали возделывать и огородные культуры – капусту, морковь, лук. Репа в то время была полевой сельскохозяйственной культурой.

Читайте также:  Как выращивать индюков в домашних условиях кормление?

Особое место в хозяйстве славян занимало оседлое скотоводство. Раз- ведение лошадей, коров и свиней, овец, с одной стороны, позволяло обеспечивать людей необходимыми мясными и молочными продуктами, а с другой – лошади и волы являлись главными помощниками земледельцев в поле. Козы разводились реже.

Наряду с земледелием славяне активно использовали богатства окружающей природы и занимались охотой на пушного зверя, рыболовством, бортничеством (собиранием меда диких пчел). Все это требовало отдельных забот, но зато получаемые от природы продукты – мед, воск, меха – служили основными предметами обмена и внешней торговли.

Это интересно

Слово “бортничество” произошло от “борть” – дупло дерева, где селились пчелы. В удачный год бортник-пчеловод из одного дупла получал примерно около трех пудов меда. Бортники метили свои дупла, природные и выдолбленные, специальными значками, называемыми бортевыми знаменами.

Развиваются ремесла. Огромное значение имело кузнечное дело. Ковались и оружие, и орудия труда, так как для полевых работ требовались железные сошники (наконечники) для сохи и лемехи для плуга. Востребованы были также серпы, мотыги и топоры. Славяне занимались также ткачеством, гончарным ремеслом, камнерезным и костерезным делом, деревообработкой.

Развитие торговли стимулировало наличие двух важнейших торговых путей, проходивших через восточнославянские земли.

Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) торговый маршрут из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Он описан в “Повести временных лет” и начинался “изъ Грекъ (Византии)”, далее шел по Черному морю и затем вверх по Днепру. Дойдя до верховьев реки, купцы волоком перетягивали ладьи в реку Ловать, откуда попадали в Ильменское озеро, а затем в озеро Нево (Ладожское). Из этого крупнейшего в Европе пресноводного озера торговые корабли выходили в Балтийское (Варяжское) море.

Волжский, или Волго-Балтийский, путь – водный (морской и речной) торговый маршрут из Балтийского моря через Восточную Европу в Хазарию и далее в страны Востока, прежде всего в Арабский халифат. Шел через озеро Нево, по реке Волхов, Ильменю, далее по реке Мете, откуда волоком на Волгу и вниз по ней – к Хвалийскому морю (Касгшю).

Это были основные торговые маршруты. Несомненно, существовали и их варианты, но привязанные к сложившейся для обслуживания торговых путей инфраструктуре.

По сведениям византийского императора Константина Багрянородного (X в.) славяне весной свозили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи-однодеревки на 30–40 чел., которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. После прохождения порогов, на островах Хортица или Березань, ладьи оснащались парусами для плавания вдоль берегов Черного моря. На местах переволок (место, где осуществляется волок судов) – в районах Торопца и Смоленска – очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками: бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же находились и верфи для постройки и починки небольших речных ладей.

Из Балтийского поморья вывозили железо-сырец, амбру, оружие, художественные изделия, а также товары, доставленные из Западной Европы (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, серебряную утварь). Из Прибалтики везли янтарь. Из Византии – вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги. Из стран Востока – специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, оружие знаменитой дамасской стали и лошадей.

Проезжавшие через славянские земли купцы (“гости”) не оставляли без внимания и местные товары. Продавались они в специально приспособленных для торговли местах – погостах, где купцы скупали все, что было добыто и произведено в славянских землях.

Из северных славянских земель вывозилось “мягкое золото” (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мед, воск, кованая и керамическая утварь, оружие, кожи, смола. Из Поднепровья – хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, с Волыни – шиферные пряслица.

Свои поселения (городки, веси) славяне строили на берегах больших и малых извилистых рек – естественных дорог в непроходимых чащах, покрывавших значительные пространства Восточной Европы. Они были невелики по площади и состояли из 15–20 малых полуземлянок, в каждой из которых жила малая семья (муж, жена, дети). Поселения группировались “гнездами”, по 3–5, расположенными на расстоянии 4–5 верст друг от друга, составляя одну территориальную общину. Соседние общины могли быть удалены на десятки верст в зависимости от размеров принадлежавших им пахотных и промысловых угодий.

Характерным признаком славянского жилища была каменная печь, которая располагалась в углу полуземлянки. У многих славян была распространена полигамия (многоженство): славянский мужчина имел двух- трех жен.

Восточные славяне в древности

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские. Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились .жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Читайте также:  Как выращивать партенокарпические огурцы в теплице?

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Занятия восточных славян (таблицы + схемы)

Удобная навигация по статье:

Основные занятия восточных славян

Земледелие у восточных славян

В качестве основного занятия восточных славян историки выделяют земледелие. В лесостепи ими использовался перелог, а в лесной зоне чаще всего преобладало подсечно-огневой способ. Несмотря на высокие трудозатраты, наличие степных и лесных пространств, а также, относительно невысокая плотность населения определяло экономическую выгодность таких способов культивации почвы.

К примеру, подсечно-огневое земледелие представляло собой целый комплекс работ, которые были рассчитаны не на месяцы, а на многие годы. Подготавливая будущее поле, восточные славяне выбирали лесные участки поросшие ольхой, елью или берёзами, намеренно обходя стороной сосновые леса, ведь этот вид деревьев произрастает на песчаных почвах.

На начальном этапе на выбранном месте подрубались и ошкуривались деревья, после чего растения оставлялись сохнуть на корню. В середине осени из поваленного леса выбирался материал для строения построек и заготовки дров, после чего его вывозили с первым снегом. Ранней весной хворост и оставшийся лес сжигали, производя засев прямо в остывшую золу, представляющую из себя отличное удобрение. В первые годы на новых полях сеяли корневые (например, репу), а уже после – злаковые культуры.

Стоит отметить, что поле, введённое таким образом в хозяйственный оборот давало высокий урожай до семи лет, после чего ещё десять – двенадцать лет данные участки могли использоваться в качестве пастбищ. Когда племена переносили свои угодья в более благоприятные районы, то спустя пять – шесть десятков лет на этих полях восстанавливался лес, который снова был пригоден для подсеки.

Применяя систему перелога, на выбранных участках полностью выжигалась трава, после чего почва рыхлилась и засевалась. Примерно спустя два – пять лет территория становилась непригодной для дальнейшего выращивания и восточные славяне переходили на другие места, возвращаясь на истощённую землю после восстановления плодородия, основным признаком которого являлось появление на этой земле дёрна.

В лесостепных южных областях, где плодородный слой был значительно толще, чем в лесных, уже в седьмом веке люди стали использовать пашенное земледелие. При этом, почва не просто рыхлилась на поверхности, но вспахивалась при помощи рала и плуга. Главными зерновыми культурами, которые в этот период выращивали славяне считались просо, пшеница и ячмень. Вместе с широкой популярностью этого типа земледелия значительно увеличились посевы овса и ржи, которые собирали при помощи серпов. Очищенное от шелухи зерно размалывалось в ручных жерновах и каменных зернотёрках.

При необходимости соблюдений поста с христианизацией населения, восточные славяне стали выращивать и другие огородные культуры (лук, морковку, капусту и пр.). При этом, полевой сельскохозяйственной культурой оставалась репа.

Скотоводство у восточных славян

Ещё одним важным занятием славян, от которого зависело не только благополучие, но и жизнь, являлось скотоводство. Разведение овец, а также свиней, коров и овец обеспечивало восточных славян необходимыми молочными и мясными продуктами, а также позволяло использовать животных как помощников для тяжёлой работы (подготовка участков земли под засев, выращивание и обработка урожая и пр.). Самым не выгодным типом скотоводства считалось козоводство.

Бортничество и охота

Вместе с земледелием восточными славянами активно использовались другие богатства окружающей природы. У них было распространён рыбный промысел, а также бортничество (поиск и сбор дикого мёда) и охота на пушного зверя. Хотя эти промыслы и требовали отдельного времени, которое нужно было выделить из основного, но они могли обеспечить людей такими популярными продуктами как мех, воск и мёд, являющимися в то время основными продуктами внешней торговли и предметами на обмен.

Особенности развития ремесел у восточных славян

У восточных славян были хорошо развиты ремёсла и самым важным из них считалось кузнечное дело, ведь именно кузнец мог обеспечить людей лемехами для плугов, наконечниками для сохи, которые были неотъемлемой частью каждого земледельца. Не менее востребованными были тогда топоры, мотыги, серпы и, конечно же, оружие. Кроме кузнечного дела, в почёте было ткачество, деревообработка, костерезное и камнерезное дело, а также гончарное мастерство.

Торговля

С течением времени развивалась торговля, что стимулировало географическое положение места проживания восточных славян, через земли которых проходило два самых важных торговых пути. Таким образом, в качестве основных торговых маршрутов использовались водные Волго-Балтийский путь и путь “из варяг в греки”. Кроме того, исследователи и историки не сомневаются в наличии массы менее значительных путей, входивших в огромную сеть торговой инфраструктуры.

Как видим, занятия восточных славян были характерны для того исторического периода и мало чем отличались от других ветвей славянского этноса.

Занятия восточных славян – кратко

В предложенной статье кратко и доступно излагается основная информация по теме «Занятия восточных славян», которая будет полезна школьникам.

Земледелие

Главным занятием восточных славян, как не сложно догадаться, являлось земледелие. Они выращивали такие зерновые культуры, как рожь пшеницу, ячмень. В местах расселения славян археологи также нашли остатки некоторых огородных культур, например, свёклы, капусты, моркови. Очень широко была распространена репа.

В северных и южных регионах способы возделывания земли были разные. На севере (в лесной зоне) получило распространение подсечно-огневое земледелие. Когда люди приходили на новое место, они вырубали деревья либо подрезали на них кору. Через год высохшие остатки сжигались там же. Зола хорошо удобряла почву. Такой участок давал высокий урожай в течение двух-трёх лет, после чего приходилось искать новое место. В южных лесостепных районах основным способом земледелия был перелог. Чернозёмные почвы юга позволяли без сложностей переходить на новый участок после истощения прежнего.

Скотоводство

Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.

Бортничество

Бортевое пчеловодство, или бортничество, – самая древняя форма пчеловодства, которая существовала задолго до распространения пасечного пчеловодства на Руси. Мёд добывался из деревьев, в дуплах которых обитали пчёлы. При этом само дупло («борть») могло образоваться в дупле как естественным путём, так и искусственным, то есть с помощью человека.

Охота и рыболовство

Охотились славяне в основном на тех животных, чей мех высоко ценился. Это белка, куница, соболь, горностай, лиса. Рыболовство не играло ключевую роль в хозяйстве Древней Руси. Тем не менее рыба присутствовала в рационе людей, живущих у рек. Ловилась она в основном сетями или гарпунами.

Ремесло

У восточных славян были хорошо развиты кузнечное, гончарное (изготовление посуды из глины), ткацкое, ювелирное ремёсла. Ремесленники селились в городах, в части города, называемой посадом. Отдельные районы, которые населялись людьми, занимающимися одним и тем же ремеслом, назывались слободами.

Торговля

Города являлись центрами не только ремесла, но и торговли. На экспорт шли такие товары, как мёд, воск, пушнина (выделанные шкуры животных с ценным мехом). Продавались невольники; кольчуги, изделия из серебра и янтаря, льняные ткани. В Древнюю Русь ввозились металлы, оружие, краски. Ключевые крупные города строились на международных торговых путях. Важнейшим из них был путь «из варяг в греки», который брал начало в Варяжском, то есть Балтийском, море, вёл по реке Неве в Ладожское озеро и затем по реке Волхов к озеру Ильмень. После сплава по реке Ловать, которая вытекает из озера Ильмень, необходимо было преодолеть сухопутный участок. После чего оставалось только пройти по Днепру, который впадает в Чёрное море.

Религия

Восточные славяне были язычниками, то есть верили во множество богов, поклонялись силам природы и духам умерших. Язычество отражает быт славян. Наиболее известны следующие боги: Род – бог земли, Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) – богиня изобилия, Ярило – бог весны. В южных землях богом солнца был Хорс, в северных – Даждьбог. Но одного четко определенного пантеона не существовало, поэтому один и тот же бог в разных регионах мог осуществлять разные функции. В любом случае, данные по этому вопросу противоречивы. Языческий культ отправлялся волхвами и кудесниками в специальных местах – капищах. Там они совершали жертвоприношения – требы.

Ссылка на основную публикацию