Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Друзья-медведи

Это было в средине лета. После ходьбы по лесу мы присели отдохнуть, и вдруг на поляну к нашему костерку выкатились два медвежонка. От неожиданности медведи поднялись на задние лапы и, принюхиваясь, с полминуты нас изучали. Мы испугались: по всем законам на сцене вот-вот должна появиться медведица. Но вышел из леса человек с палкой, и обстановка сразу же изменилась. — Вы что же им вроде матери? — Точ нее сказать, опекун. Так начал я свой рассказ в 1975 году о встрече с Валентином Сергеевичем Пажетновым, начавшим интересную работу по изученью медведей. О медведях было известно и много, и мало — все по коротким встречам в природе. Что могли дать эти встречи? Медведь показался и сразу же растворился в чаще. Как живет он в природе, по каким законам развивается, как взаимодействует с окружающим его миром зверей и людей? Вопросов было много, а ответы отрывочные. Походить бы рядом с медведем, как ходила, например, англичанка Джейн Гудолл рядом с шимпанзе, внедрившись в их группу в тропическом лесу. Увы, с медведями взрослыми получиться это не может. А с малышами? Идея оказалась вполне осуществимой. Два медвежонка, взятые из берлоги, «запечатлев» (особое явление в мире животных) человека как свою мать, стали следовать за ним повсюду. Человек, стараясь уберечь медвежат от опасности, прожил с мужающими зверями два года. Жизнь эта дала исключительно важные наблюдения. Было видно, чем и как медвежата питаются, как относятся друг к другу, как реагируют на все, что встречают, чего боятся, в каком возрасте начинают плавать, лазать по деревьям, как учатся есть овес, раскапывают муравейники и так далее. Что эксперимент удался, зоолог понял, когда поздно осенью его питомцы, соорудив берлогу, в нее улеглись. «Проснувшись в апреле и увидев меня, медвежата сначала с испугом забрались на дерево, но я кинул возле сосны фуфайку, и медвежата, сразу почуяв знакомый запах, подбежали «брататься». И еще одно лето мы провели вместе». Жизнь в дикой природе рядом с взрослеющими зверями дала зоологу уникальные важные знания. И была у Пажетнова мечта — вернуть воспитанников в природу. Однако, как потом стало ясно, были нарушены правила взаимоотношения с человеком. До желанного финиша звери, случалось, брали пищу из рук и, оказавшись свободными, стали искать встречи с людьми, например, с грибниками, чтобы покопаться у них в корзинах. Как это было ни тяжело, одного медведя пришлось отдать в зоопарк, другого, более дикого, задравшего в деревне корову, пришлось пристрелить. Я тогда написал: «Зверя, познавшего близость людей, переставшего их бояться, вернуть в природу трудно, почти невозможно». И ошибся. Продолжая работу с медведями, Пажетнов учел промахи первого эксперимента и стал воспитывать попавших в руки к нему медвежат с учетом накопленных знаний. И медведи оказались способными жить, обретая свободу! Это была сенсация. Имя Пажетнова стало сразу известно в ученом мире. Я всегда любовался своим другом — спокойный, обстоятельный, трудолюбивый, знающий, он в этой жизни хорошо умеет делать всЈ, за что бы ни взялся. Он и кузнец, и плотник, и сварщик, шофер, тракторист, теплотехник, ветеринар, охотник-промысловик, три года добывавший пушнину в енисейской тайге. Охотничья страсть сблизила человека с природой. Имея уже двух детей, Валентин поступил в пушно-меховой институт, успешно его окончил и приехал работать в Центральный лесной заповедник. Примерно в это время мы хорошо познакомились, и вот уже двадцать пять лет я слежу за жизнью моего друга. Хороший семьянин — жена, двое детей, пятеро внучат, Валентин Сергеевич признает, что половину всех забот, связанных с медвежатами, делит с ним «золотая Светлана Ивановна». И сын в этой семье тоже зоолог, и дочь — биолог. В доме Пажетновых всегда чувствуешь атмосферу дружбы, трудолюбия и общих интересов. Но глава всему, конечно, папаша. За годы изученья медведей он написал о них серьезную книгу и стал кандидатом наук. «Для всех» он написал еще интересную книжку «Мои друзья медведи», переведенную с русского во Франции , Болгарии , Чехии . Позже работа, обобщившая опыт возвращения медвежат в природу, сделала его доктором биологических наук и едва ли не главным «медвежатником» в мире — участвует в многочисленных конференциях, побывал во многих странах, к нему в тверские леса приезжают за опытом. Уникальную работу Пажетнова взял под свое покровительство (финансирование, снабжение оборудованием) Международный фонд охраны животных. Сейчас Валентин Сергеевич возглавляет в дальнем медвежьем углу тверских лесов биостанцию. Это живописное место, где стояла когда-то деревня, а теперь на холмах и под ними — жилые дома сотрудников (половина которых — семья Пажетновых) и специфические постройки — приюты для медвежат. Они попадают сюда еще крошечными — с рукавичку, когда мать на берлоге убивают охотники. Прежде медвежата всегда погибали. А если кто-нибудь соблазнялся вырастить медвежонка, то не знал потом, что с ним делать, — «до года это плюшевый мишка, а позже зверь, шутки с которым плохи». Валентин Сергеевич объявил в газетах, что берет на воспитание медвежат. И их привозят сюда каждую зиму. О всех тонкостях методики воспитания рассказывать долго. А коротко так. Сначала медвежат выращивают, как младенцев, — тепло, молоко, яйца, манка, творог. При этом делают это так, чтобы зверята не чувствовали присутствия человека и не связывали облик его с получаемой пищей. Растут медвежата на хорошем питании быстро и скорей, чем в природе, становятся на ноги. Их начинают выпускать из «яслей» в лес, продолжая снабжать едою, но так, как будто они сами ее нашли. Потом, в строго определенном возрасте, питание сокращают, побуждая медвежат обращаться к подножному корму. Медвежата в поисках пищи и по любознательности бродят по сравнительно большой территории — четыре -пять километров в любую сторону. Они могут увидеть на дороге мотоциклиста, пасущуюся корову, лося, лису, барсука, определить к ним свое отношение. К концу июля медвежата уже готовы к самостоятельной жизни, и их выпускают в тех местах, где они родились, либо там, где хотят освежить кровь угасающих популяций медведей. Шесть лет назад Валентин Сергеевич пригласил меня посмотреть выпуск в заповеднике «Брянский лес». Прижились! Позже в тех же местах были и еще выпуски. Всего переселили в леса под Брянском четырнадцать медвежат. Воспитание зверей — дело кропотливое и ответственное. «ДитЈ легче выхаживать, — говорит Светлана Ивановна, на которую ложится много почти материнских забот. — Привязываешься к ним, как к детям». А что окрестное население? Ну, во-первых, его тут мало. В трех ближайших деревнях считанное число жителей. Встречи с медвежатами редки и неопасны. И отметим еще один талант Валентина Сергеевича Пажетнова — его уменье создать вокруг важного дела атмосферу доброжелательности. Когда в этот раз мы ехали от железной дороги на биостанцию, у шоссе стояла старушка с горшком молока. «Сергеич, возьми гостинец». Эта картина обычная. Валентин Сергеевич тут не только непререкаемый авторитет, но и всеми (всеми!) уважаемый человек. Не без причины. Сам он готов тут любому и каждому оказать житейскую помощь, сегодня особо ценимую: отвезет кого-то в больницу, на станцию, старухе на тракторе огород вспашет, купит лекарства, полечит скотину, непременно побывает на свадьбе, на похоронах. Это известно хорошо всем, и потому ни один человек с ружьем не появится на земле биостанции. Недавно в качестве биологического ресурса за хозяйством Пажетнова закрепили местное озеро. Что сделал Валентин Сергеевич в первую очередь? Собрал мужиков и сказал: «Вы тут живете — пользуйтесь озером как хозяева, ловите столько, сколько сможете съесть. Но давайте озеро вместе беречь. Появился браконьер, особенно с электроудочкой, — вяжите и мне сообщите». Это всем пришлось по душе. Прищучили недавно тут алчного, неразборчивого ловца. Кричит: «Я милиционер!» «Тебя-то мы и хотели прижать!» Пажетнов добился, чтобы милиционер был уволен с работы, а начальнику милиции, пытавшемуся его выгораживать, объявили взыскание. Есть еще одна сторона деятельности Валентина Сергеевича. Человек он на тверской земле известный, дело его вызывает у всех любопытство — едут на биостанцию. Как быть? Присутствие тут людей нежелательно и нетерпимо. Решено создать в ближайшей деревне для экскурсантов «Дом медведя». В нем будет выставка всего, что связано с жизнью медведей, и еще фотографии, книги, видеофильмы. Валентин Сергеевич либо кто еще из семьи Пажетновых будут сюда приезжать для бесед. Эту ношу зоологи берут на себя добровольно, понимают ее неизбежность, полезность. В следующем выпуске «Окна» мы расскажем, как семья Пажетновых воспитала в этом году восемнадцать медвежат. Я застал момент, когда их уже начали, как говорит Валентин Сергеевич, «отдавать» природе.

Читайте также:  Альстромерия Как выращивать в домашних условиях?

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Друзья-медведи

Это было в средине лета. После ходьбы по лесу мы присели отдохнуть, и вдруг на поляну к нашему костерку выкатились два медвежонка. От неожиданности медведи поднялись на задние лапы и, принюхиваясь, с полминуты нас изучали. Мы испугались: по всем законам на сцене вот-вот должна появиться медведица. Но вышел из леса человек с палкой, и обстановка сразу же изменилась. — Вы что же им вроде матери? — Точ нее сказать, опекун. Так начал я свой рассказ в 1975 году о встрече с Валентином Сергеевичем Пажетновым, начавшим интересную работу по изученью медведей. О медведях было известно и много, и мало — все по коротким встречам в природе. Что могли дать эти встречи? Медведь показался и сразу же растворился в чаще. Как живет он в природе, по каким законам развивается, как взаимодействует с окружающим его миром зверей и людей? Вопросов было много, а ответы отрывочные. Походить бы рядом с медведем, как ходила, например, англичанка Джейн Гудолл рядом с шимпанзе, внедрившись в их группу в тропическом лесу. Увы, с медведями взрослыми получиться это не может. А с малышами? Идея оказалась вполне осуществимой. Два медвежонка, взятые из берлоги, «запечатлев» (особое явление в мире животных) человека как свою мать, стали следовать за ним повсюду. Человек, стараясь уберечь медвежат от опасности, прожил с мужающими зверями два года. Жизнь эта дала исключительно важные наблюдения. Было видно, чем и как медвежата питаются, как относятся друг к другу, как реагируют на все, что встречают, чего боятся, в каком возрасте начинают плавать, лазать по деревьям, как учатся есть овес, раскапывают муравейники и так далее. Что эксперимент удался, зоолог понял, когда поздно осенью его питомцы, соорудив берлогу, в нее улеглись. «Проснувшись в апреле и увидев меня, медвежата сначала с испугом забрались на дерево, но я кинул возле сосны фуфайку, и медвежата, сразу почуяв знакомый запах, подбежали «брататься». И еще одно лето мы провели вместе». Жизнь в дикой природе рядом с взрослеющими зверями дала зоологу уникальные важные знания. И была у Пажетнова мечта — вернуть воспитанников в природу. Однако, как потом стало ясно, были нарушены правила взаимоотношения с человеком. До желанного финиша звери, случалось, брали пищу из рук и, оказавшись свободными, стали искать встречи с людьми, например, с грибниками, чтобы покопаться у них в корзинах. Как это было ни тяжело, одного медведя пришлось отдать в зоопарк, другого, более дикого, задравшего в деревне корову, пришлось пристрелить. Я тогда написал: «Зверя, познавшего близость людей, переставшего их бояться, вернуть в природу трудно, почти невозможно». И ошибся. Продолжая работу с медведями, Пажетнов учел промахи первого эксперимента и стал воспитывать попавших в руки к нему медвежат с учетом накопленных знаний. И медведи оказались способными жить, обретая свободу! Это была сенсация. Имя Пажетнова стало сразу известно в ученом мире. Я всегда любовался своим другом — спокойный, обстоятельный, трудолюбивый, знающий, он в этой жизни хорошо умеет делать всЈ, за что бы ни взялся. Он и кузнец, и плотник, и сварщик, шофер, тракторист, теплотехник, ветеринар, охотник-промысловик, три года добывавший пушнину в енисейской тайге. Охотничья страсть сблизила человека с природой. Имея уже двух детей, Валентин поступил в пушно-меховой институт, успешно его окончил и приехал работать в Центральный лесной заповедник. Примерно в это время мы хорошо познакомились, и вот уже двадцать пять лет я слежу за жизнью моего друга. Хороший семьянин — жена, двое детей, пятеро внучат, Валентин Сергеевич признает, что половину всех забот, связанных с медвежатами, делит с ним «золотая Светлана Ивановна». И сын в этой семье тоже зоолог, и дочь — биолог. В доме Пажетновых всегда чувствуешь атмосферу дружбы, трудолюбия и общих интересов. Но глава всему, конечно, папаша. За годы изученья медведей он написал о них серьезную книгу и стал кандидатом наук. «Для всех» он написал еще интересную книжку «Мои друзья медведи», переведенную с русского во Франции , Болгарии , Чехии . Позже работа, обобщившая опыт возвращения медвежат в природу, сделала его доктором биологических наук и едва ли не главным «медвежатником» в мире — участвует в многочисленных конференциях, побывал во многих странах, к нему в тверские леса приезжают за опытом. Уникальную работу Пажетнова взял под свое покровительство (финансирование, снабжение оборудованием) Международный фонд охраны животных. Сейчас Валентин Сергеевич возглавляет в дальнем медвежьем углу тверских лесов биостанцию. Это живописное место, где стояла когда-то деревня, а теперь на холмах и под ними — жилые дома сотрудников (половина которых — семья Пажетновых) и специфические постройки — приюты для медвежат. Они попадают сюда еще крошечными — с рукавичку, когда мать на берлоге убивают охотники. Прежде медвежата всегда погибали. А если кто-нибудь соблазнялся вырастить медвежонка, то не знал потом, что с ним делать, — «до года это плюшевый мишка, а позже зверь, шутки с которым плохи». Валентин Сергеевич объявил в газетах, что берет на воспитание медвежат. И их привозят сюда каждую зиму. О всех тонкостях методики воспитания рассказывать долго. А коротко так. Сначала медвежат выращивают, как младенцев, — тепло, молоко, яйца, манка, творог. При этом делают это так, чтобы зверята не чувствовали присутствия человека и не связывали облик его с получаемой пищей. Растут медвежата на хорошем питании быстро и скорей, чем в природе, становятся на ноги. Их начинают выпускать из «яслей» в лес, продолжая снабжать едою, но так, как будто они сами ее нашли. Потом, в строго определенном возрасте, питание сокращают, побуждая медвежат обращаться к подножному корму. Медвежата в поисках пищи и по любознательности бродят по сравнительно большой территории — четыре -пять километров в любую сторону. Они могут увидеть на дороге мотоциклиста, пасущуюся корову, лося, лису, барсука, определить к ним свое отношение. К концу июля медвежата уже готовы к самостоятельной жизни, и их выпускают в тех местах, где они родились, либо там, где хотят освежить кровь угасающих популяций медведей. Шесть лет назад Валентин Сергеевич пригласил меня посмотреть выпуск в заповеднике «Брянский лес». Прижились! Позже в тех же местах были и еще выпуски. Всего переселили в леса под Брянском четырнадцать медвежат. Воспитание зверей — дело кропотливое и ответственное. «ДитЈ легче выхаживать, — говорит Светлана Ивановна, на которую ложится много почти материнских забот. — Привязываешься к ним, как к детям». А что окрестное население? Ну, во-первых, его тут мало. В трех ближайших деревнях считанное число жителей. Встречи с медвежатами редки и неопасны. И отметим еще один талант Валентина Сергеевича Пажетнова — его уменье создать вокруг важного дела атмосферу доброжелательности. Когда в этот раз мы ехали от железной дороги на биостанцию, у шоссе стояла старушка с горшком молока. «Сергеич, возьми гостинец». Эта картина обычная. Валентин Сергеевич тут не только непререкаемый авторитет, но и всеми (всеми!) уважаемый человек. Не без причины. Сам он готов тут любому и каждому оказать житейскую помощь, сегодня особо ценимую: отвезет кого-то в больницу, на станцию, старухе на тракторе огород вспашет, купит лекарства, полечит скотину, непременно побывает на свадьбе, на похоронах. Это известно хорошо всем, и потому ни один человек с ружьем не появится на земле биостанции. Недавно в качестве биологического ресурса за хозяйством Пажетнова закрепили местное озеро. Что сделал Валентин Сергеевич в первую очередь? Собрал мужиков и сказал: «Вы тут живете — пользуйтесь озером как хозяева, ловите столько, сколько сможете съесть. Но давайте озеро вместе беречь. Появился браконьер, особенно с электроудочкой, — вяжите и мне сообщите». Это всем пришлось по душе. Прищучили недавно тут алчного, неразборчивого ловца. Кричит: «Я милиционер!» «Тебя-то мы и хотели прижать!» Пажетнов добился, чтобы милиционер был уволен с работы, а начальнику милиции, пытавшемуся его выгораживать, объявили взыскание. Есть еще одна сторона деятельности Валентина Сергеевича. Человек он на тверской земле известный, дело его вызывает у всех любопытство — едут на биостанцию. Как быть? Присутствие тут людей нежелательно и нетерпимо. Решено создать в ближайшей деревне для экскурсантов «Дом медведя». В нем будет выставка всего, что связано с жизнью медведей, и еще фотографии, книги, видеофильмы. Валентин Сергеевич либо кто еще из семьи Пажетновых будут сюда приезжать для бесед. Эту ношу зоологи берут на себя добровольно, понимают ее неизбежность, полезность. В следующем выпуске «Окна» мы расскажем, как семья Пажетновых воспитала в этом году восемнадцать медвежат. Я застал момент, когда их уже начали, как говорит Валентин Сергеевич, «отдавать» природе.

Читайте также:  Сельскохозяйственные культуры которые выращивали славяне

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Всё об озере Байкал

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Медвежье воспитание: бурая медведица и ее потомство

Герб, гимн, флаг в любой стране более всего характеризуют ее духовные и политические основы, традиции, особенности национального характера. Но в России существует и такой интереснейший народный символ, как медведь, издревле считающийся признанным хозяином леса, равному которому по силе нет. Именно он являлся для россиян воплощением мужества, ума, ловкости… К тому же, Олимпиада-80 в Москве запомнилась всем медвежонком, добродушно улыбающимся с московских небес на закрытии праздника. Медведь – это и символ ведущей российской партии «Единая Россия». Поэтому не случайно, что образ медведя в мире – это образ России.

Но давайте от медведя абстрактного перейдем к разговору о медведе конкретном, нашем, прибайкальском, который чувствует себя хозяином этих мест. Однако рассказать при этом хочется не о самом владыке тайги, а о его супруге и потомках-медвежатах.

Больше всего бурых медведей живет на особо охраняемых территориях Байкала.

Медведицу в русских сказках уважительно называют матушка-медведица, Авдотья Топтыгина, Акулина, Матрена Михайловна, Аксинья.

Сибирский бурый медведь достигает 2,5 метра в длину и до 1,5 метра высотой в холке. Средний вес самцов – примерно 350 – 400 кг, и они где-то в полтора раза крупнее самок, которые во взрослом возрасте набирают до 250 кг.

Новорожденные медвежата и их первый дом

Появляется на свет медвежонок в берлоге, устраиваемой под большими камнями, в расщелинах, в выворотнях корней, иногда в пещерах или больших норах. Собственно «спальное место» в берлоге не очень велико, особо не разлежишься, но медведица к его обустройству подходит крайне ответственно. Зимнее жилище выстилается мхом, сухими листьями, хвойными ветками. Как правило, медведица укладывается в берлогу накануне сильных снегопадов. Ее спячка – это не анабиоз, а именно сон; правда, резко замедляются процессы обмена, реже дыхание (где-то один раз в 4 минуты), но сохраняются и нормальная температура тела, и способность восстановить активные действия мгновенно. Как уточняет ряд знатоков, потревоженная в берлоге медведица, даже если там есть детки, убегает и обратно практически никогда не возвращается. Полагают, что материнский инстинкт у нее развивается только по мере воспитания медвежат.

Рожает медведица не каждый год, как правило, в январе, в среднем – 1-2 детенышей, но сотрудники особо охраняемых территорий Байкала отмечают, что встречаются случаи, когда в одной берлоге появляется 3 медвежонка.

Новорожденные детки – крошечные (примерно 500 грамм), слепые, глухие, беззубые, практически голые.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держатНебольшие размеры берлоги и мизерный вес при рождении объясняются суровыми законами природы. Ограниченные размеры первого медвежьего дома позволяют медведице лучше согревать потомство. Разгадка же такой массы тела, более похожей на массу щенка собаки, связана с тем, что, питаясь только «нагуленными» жировыми запасами, медведица не смогла бы выкормить более крупных медвежат. А такие крохи, даже при родах, не особенно беспокоят медведицу, хотя ряд исследователей утверждают, что на время родов она просыпается, вылизывает деток и вновь уходит «в спячку». Медвежата сразу «закапываются» в густой материнский мех, находят один из 6-ти сосков и начинают сосать очень жирное молоко, которым питаются до 4-х месяцев. И пока их основное занятие – есть и спать. За это время открываются слуховые проходы (примерно через 2 недели), а где-то через месяц медвежата начинают и видеть.

Весной, на момент выхода из берлоги, вес детенышей увеличивается в 4-5 раз, они обрастают шерстью и могут активно передвигаться.

Чему и как учит медведица свое потомство

Оказывается, ученые выстроили «лестницу» ответственности живых существ в воспитании потомства, и по подобной градации медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню ухода за своими детенышами. Получается, что к продолжению рода медведица подходит на основе, по сути, «человеческих понятий»: уделять внимание не количеству детей, а качеству их охранения, обучения, адаптации к жизни. И медведицы – очень заботливые мамаши.

Период выхода из берлоги у медведей и медведиц отличается. Как правило, медведицы выбираются на воздух после зимней спячки позже, когда в лесу появляются многочисленные проталины с травой. Тем более что к 3-м месяцам у медвежат уже вырастают все молочные зубы, и они могут есть зелень и насекомых.

Ко всему, отличается и поведение медведя и медведицы. Если он, покинув берлогу, заботится о добыче пищи сугубо для себя с целью поскорее набрать вес, то самка, как бы она ни была голодна, обнаруженную пищу отдает медвежатам. Более того, если самец сильно голоден, он может попытаться съесть малышей, что категорически пресекается медведицей, которая не только активно прячет детенышей, но и самоотверженно прогоняет медведя.

Отец-медведь не принимает никакого участия в воспитании потомства.

Выбравшись с матерью « в большой мир», медвежата под ее приглядом постигают азы жизни в природе. Именно она дает детям первые уроки того, что мы называем «социальным поведением». В возрасте 4-х месяцев медвежата уже ищут в лесу пищу вместе с матерью, обращая внимание на все, чем можно подкормиться. В игре медвежата развивают основные навыки, нужные для взрослой медвежьей жизни, и, в первую очередь, в охоте. Остальное время – спят.

Играют детки очень активно – бегают, толкаются, дерутся, везде «суют нос», живо интересуясь окружающим, лазают на деревья. Все отмечают невероятную выдержку матери, которая терпит, когда медвежата карабкаются на нее, кусают, дергают за хвост и лапы. Но уж если она выйдет из себя… Непоседа может получить мощный шлепок и услышать сердитый рык.

И основная задача медведицы на первом году жизни потомства – научить его искать пищу, купаться, забираться на деревья и, самое главное, охотиться.

Поиски пищи и медвежьи «няньки»

Медвежата из последнего выводка называются лончаками (сеголетками), но часто с матерью остаются детеныши из прошлого помета – пестуны, которые помогают медведице заботиться о младших. Дескать, называются они так потому, что присматривают, «пестуют» своих братьев и сестер. Они и являются своеобразными нянями, на практике прививающими малышам принцип «делай как я».

И хотя медведи – хищники, они всеядны. Естественно, медвежата при помощи мамы и нянек должны овладеть знаниями, что и как можно использовать в пищу. Поэтому они ищут растения, которые плодоносят, с удовольствием собирают ягоды, не откажутся «закусить» грибом. Поедаются и разнообразные насекомые – например, в муравейнике медвежонка научат выедать не только взрослых муравьев, но и их личинки.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Важный урок – добыча ореха. По деревьям могут лазать только маленькие молодые мишки, так как из-за своеобразного строения когтей и лап взрослые особи эту способность теряют. Соответственно, главный интерес представляют кедровый стланик, шишка-паданка и добыча птиц-кедровок, чьи запасы, спрятанные в норках во мхе, и учат разорять медвежат.

Особое место добычи пропитания – Байкал, к берегу которого регулярно спускается медвежья семья. Огромный интерес вызывают места прибрежных лежбищ нерпы. Одно из известных – у мыса Саган-Марян, но с берега из-за прибрежных скал оно недоступно. Местные старожилы рассказывают, что медведицы с молодняком текущего года и пестунами добираются вплавь, то есть мать прививает практические навыки по крайне специфическому способу добывания пищи.

Байкал – это и достаточно богатый источник легкодоступной белковой пищи: икры байкальских бычков, которой облеплены прибрежные камни, и трупики однодневного насекомого «байкальский ручейник», который гибнет после вылета, покрывая воду у берега.

Умению ловить рыбу на Байкале и впадающих в него реках так же «натаскивают» медведица и пестуны.

По наблюдениям, даже передвигается медвежье семейство в определенном порядке – впереди мама, затем медвежата, завершают цепочку пестуны.

И вот здесь момент крайне интересный. Кто-то из знатоков медвежьей жизни утверждает, что «нянька» – это самочка, которую медведица оставляет при себе как будущую маму. Другие, наоборот, настаивают, что пестун – это исключительно медведь-самец. Вопрос неоднозначный, и многие специалисты вообще отрицают наличие пестунов в медвежьей семье.

Медведь и человек в заповедных местах Прибайкалья

В заповедной зоне Прибайкалья из-за уникального наличия кормовой базы медведей очень много. Поэтому крайне вероятна встреча с человеком, который всегда должен помнить, что медведь – это дикий зверь. Особенно опасна встреча с медведицей, гуляющей со своим выводком.

Оптимальный вариант – не попадаться им на глаза. Почувствовав приближение опасности, медведица смело бросится навстречу, защищая своих детей. И тогда с разъяренным зверем вряд ли справится даже вооруженный человек. Косолапая мамаша бегает очень быстро – со скоростью 55 км в час; другое дело, что она не будет бежать очень долго.

Очень часто туристы сами провоцируют зверя, почему-то полагая, что в заповедных зонах живут чуть ли не дрессированные медведи, и с медвежатами, как с котятами, можно поиграть. Кроме того, частые пожары в лесных зонах Байкала выгоняют зверей к стоянкам туристов. Чаще всего это происходит на полуострове Святой Нос. Посетители зачастую не утилизируют пищевые отходы, а иногда и специально «прикармливают» мишек, пользуясь тем, что детеныши очень любопытны. Ничем хорошим подобная «доброта» может и не закончиться.

Несколько иной характер носит знакомство медвежьей семьи с местными жителями – постоянными обитателями заповедной зоны. По рассказам старожилов поселка Давша (поселок в Северо-Байкальском районе Бурятии на территории Баргузинского заповедника), несколько лет там постоянно появлялась медведица с тремя медвежатами. Малыши шкодили, лезли через заборы за рыбой и другими лакомствами. А медведица вставала на задние лапы, нависала над забором и, раскачиваясь, смотрела за детьми. Позже там стал появляться и собственный «местный» медведь – давшинец. Он бродил по улице ночью, порой засыпая прямо у какого-нибудь крыльца, агрессии не проявлял, ходил по берегу, пасся на поляне перед поселком, днем ходил по дорожкам и заглядывал в огороды. Жители поселка полагают, что этот медведь – из компании тех трех медвежат, которые появлялись здесь с мамой.

Завершая рассказ, напомним, что медвежата «ходят» с мамой до 3-х лет, после чего она отправляет их в полностью самостоятельную жизнь.

Конспект занятия «Медвежонок в гостях у детей»

алена карпова
Конспект занятия «Медвежонок в гостях у детей»

1. Дать детям представления о правилах поведения в гостях

2. Расширять представления о диких животных

3. Закреплять знание основных цветов

4. Находить пару по двум признакам (величина: большой, маленький; цвет)

1. Развивать умение составлять сериационный ряд по величине

1. Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;

1. Активизировать в речи детей названия цвета, величины

2. Учить отвечать на вопросы педагога.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация»

Материал и оборудование к занятию: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с яблоками, дидактический модульный стол с набором вкладышей, магнитофон.

Предварительная работа воспитателя:

Изготовление дидактического модульного стола

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Индивидуальная работа: активизация детей к предметной и речевой деятельности

1. Игровая ситуация: приход Медвежонка

3. Дидактическая игра «Собери пирамидку» (Действия с предметами и плоскостное моделирование)

4. Д/У «Давайте познакомимся» (Динамическая пауза).

5. Д/И «Большой – маленький»

6. Сюрпризный момент

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.

Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?

На стульчике сидит плюшевый медведь.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас в группе гость. Давайте поздороваемся с ним. Здравствуй, Медвежонок! (хоровой ответ детей)

Медвежонок, это ты раскидал игрушки по группе?

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Воспитатель: Медвежонок, ты понял, что вел себя плохо, помоги теперь собрать пирамидку вместе с ребятами. Только собирать пирамидку нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

Д/И «Собери пирамидку» (действия с предметами и плоскостное моделирование). Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются кольца. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер кольца. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей и предлагает детям выложить пирамидку из вкладышей на модульном столе.

Д/У «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Медвежонок по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя.

Воспитатель: Вот мы и познакомились! Медвежонок, а где ты живешь?

Медвежонок: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А где я живу, дети и сами знают. Скажите, где я живу? (хоровой и индивидуальный ответы детей

Медвежонок: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Я пришел к вам не с пустыми руками, а принес корзинку с яблоками. Но вот беда, все яблоки перепутались. Помогите мне разобрать их. Большие яблоки положите на большие тарелки, а маленькие – на маленькие тарелочки.

Д/И «Большой – маленький»

Медвежонок: Спасибо, вам, ребята! Какие вы молодцы! А сейчас, закройте глазки ручками. У меня для вас сюрприз! (Достает корзину с настоящими яблоками и угощает детей).

Воспитатель предлагает детям, взять медвежонка в игровой уголок и угостить его чаем.

Конспект итогового занятия для родителей детей младшей группы «Колобок в гостях у детей» ЦЕЛЬ: закрепить умение рисовать предметы круглой формы и вертикальные и горизонтальные линии (елочки (большие и маленькие) ЗАДАЧИ: закреплять:.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держатФотоотчет «Медвежонок Маша в гостях у ребят» 20 ноября, во всемирный день ребенка, воспитатель Рыцарская Наталья Владимировна и педагог — психолог Катаван Ирина Александровна провели.

Конспект занятия «Медвежонок Миша и его друзья готовиться идти в школу» Конспект занятия «Скоро в школу» Программное содержание: вызвать интерес к математике, закрепить знания полученные детьми, развивать навыки.

Конспект музыкального занятия «Машенька в гостях у детей» для разновозрастной группы детей от 3–5 лет Автор: музыкальный руководитель Белоглазова Екатерина Михайловна МДОУ детский сад № 6 «Березка» р. п. Озинки Озинского района Саратовской.

Конспект музыкального занятия «Петушок в гостях у детей» для детей с 2 до 3 лет Задачи: 1. приучать детей к сольному пению звукоподражаний; 2. вызывать активность в пении; 3. побуждать детей начинать движения с началом.

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, Медвежонок!» Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Будь здоров, Медвежонок!» Воспитатель: Теплова Татьяна Юрьевна Санкт-Петербург.

Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего возраста «Зайчик в гостях у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад для детей раннего.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держатКонспект занятия по конструированию из бумаги «Медвежонок» в старшей группе Цель: Учить детей конструировать из бумаги медвежонка, выделяя его характерные особенности. Задачи: Формировать умение следовать устным.

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей раннего возраста «Зайчата в гостях у детей» Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей раннего возраста. Развитие речи + изобразительная деятельность. Тема «Зайчата.

Как это работает. Как в России выращивают медведей. «Медвежье царство» (док. фильм)

Медвежья берлога в детском воображении Василисы и Феди, бревенчатая избушка во дворе у прабабушки и прадедушки. Четвертое поколение династии Пажетновых уже знает некоторые тонкости семейной профессии. Каждую зиму разные люди привозят сюда крошечных медвежат, мам которых убили охотники. И взрослые Пажетновы ухаживают за ними, почти как за младенцами.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Там, где лес вплотную подступал к деревне, по тропинке шел юноша, облаченный в камуфляж и болотные сапоги. Руки в перчатках, из-под надвинутого капюшона торчат только нос и короткая борода. На деревянном коромысле он нес два больших ведра. Я следовал за ним, стараясь не шуметь и зная — несмотря на все ухищрения, о нашем визите уже знают. Но вот и калитка из сетки рабицы. Бородач отпер ее и жестами, не проронив ни звука, показал — стой здесь и смотри.

Взяв одно ведро, он вошел внутрь, послышалось урчанье и я увидел, как со всех сторон на него уставились голодные медвежьи глаза. Василий — так звали юношу — молча ходил между зверями, вываливая перед каждым порцию каши и собачьего корма. Внезапно один из них забеспокоился, поднялся на задние лапы — учуял запах нового человека. Постоял, подумал и вернулся к кормежке.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

До деревни Бубоницы добраться непросто. Сейчас это медвежий угол во всех смыслах — на окраине Тверской области, в конце покрытой рытвинами тупиковой дороги. Однако местные жители себя провинциалами не считают. Для географов здесь Великий Валдайский водораздел, откуда на восток утекает Волга, на юг — Днепр, на запад — Западная Двина, а на север — Ловать, для историков — перекресток старинных торговых путей. Стоит ли удивляться, что именно в этих краях возникло место настоящего паломничества зоологов, куда они приезжают со всего мира — обменяться знаниями и посмотреть на затерянный в лесу медвежий интернат?

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Тридцать лет назад деревня умирала — в ней жили только два старика. Теперь здесь десяток крепких домов, широко разбросанных по песчаным холмам. Произошло это чудо благодаря биологу Валентину Пажетнову, которого односельчане уважительно зовут Дедом. Я шел по извилистой дороге, пытаясь отыскать его дом по особой примете — на нем должен был развеваться российский флаг. Знамя своей страны Дед поднимал над крышей еще с советских времен. Многим это казалось странным. Даже из горкома приезжали, просили снять — мол, флаг положен только на сельсовете, в крайнем случае — по праздникам. На что Дед с невинным видом поинтересовался, есть ли закон, запрещающий вывешивать советские флаги. Незваный гость только развел руками и уехал от упрямого зоолога ни с чем.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Флаг я отыскал на первом же доме. Зашел в калитку и спросил у обедавших за дощатым столом небритых деревенских мужиков, как найти Деда. Те неожиданно ответили по-английски. Оказалось, что Дед живет выше, российский флаг здесь теперь можно встретить чуть ли не на каждой избе, а веселые колхозники — иностранцы, приехавшие сюда провести отпуск в российской глубинке — где в Западной Европе найдешь такой лес!
Но вот и дом на самой вершине холма. У входа — кованые медведи, в сенях — целых набор медвежьих безделушек — подарков из разных стран. Под стать косолапым и сам хозяин дома — с крепкими не по возрасту руками, загорелым морщинистым лицом и слегка раскосыми живыми глазами. Ни дать, ни взять — лесовик из старинных сказок.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Почти за всеми историями возрождения русских деревень, которые мне приходилось слышать, стояла пришлая супружеская пара — обычно из горожан. Полные энергии, они покидали город ради сельской глуши и преображали все вокруг себя, вдыхая в россыпь дряхлых домиков новую кипучую жизнь. Не стали исключением и Бубоницы. Но путь, приведший сюда Валентина и его жену Светлану, не был ни коротким, ни простым.

Родился Валентин в городе Каменске Ростовской области, в семье интеллигентов. Застал войну, чуть было не стал циркачом, но с самого детства чувствовал, что вся его жизнь будет связана с лесом. Сам он об этом впоследствии напишет так: «Я думал, что смогу жить в лесной глуши, в одиночестве, познавая суровые законы выживания в диком мире, выживания на острой грани, отделяющей бренное пребывание на земле от вечности. Мне представлялось, что только вдали от человеческого общества, в таежных дебрях можно жить свободно, как дикий зверь, не подвергая себя тем обязанностям и обязательствам, которые навязывает человеку жестокий закон общества: «Жить так, как все, или быть униженным и уничтоженным. » Вдвоем с молодой женой юноша отправился в Сибирь, чтобы стать профессиональным охотником.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Когда мы говорим о создателе интерната для медвежат-сирот, воображение живо рисует эдакого доктора Айболита, который не тронет пальцем и комарика. И действительно, даже сейчас, когда Центром спасения медведей давно управляет его сын Сергей, Валентин вместе с женой ночи напролет выкармливают новорожденных медвежат — изнурительный труд, который может принести радость только тому, кто по-настоящему любит животных. Сложно представить, что этот человек, спасший сотни медведей, обожает картошку на медвежьем сале, ел глухарятину вместо хлеба и приносил жене в подарок жареные беличьи головки, которые в Сибири считались особым лакомством.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

— К охоте я с детства и до сих пор отношусь с уважением, — рассказывает он, угощая меня деревенским творогом. — Но только если она не ради потехи. Те, кто с вышки за триста метров стреляют по зверю, не подозревающему об опасности, пусть лучше в тире палят. Должно быть противостояние твоих умений и знаний с навыками зверя. Чтобы у него был шанс спастись. Это очень непростая работа, а вовсе не романтика, как я когда-то думал. Надо было прокормить себя и семью, добывать тех зверей, за которых платили — соболя, белку, колонка. А на медведя я ходил, поскольку в семью были нужны сало и мясо. Шел и добывал.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Долгие годы он бродил по тайге, зачастую оказываясь на волосок от смерти. Учился подбираться незаметно к самым скрытным обитателям леса, охотился на лучших четвероногих охотников, выслеживал прирожденных следопытов, чей нос и уши куда совершеннее людских. Порой состязание затягивалось надолго, как многолетняя дуэль с матерым медведем Ворчуном, «в котором разбойная удаль чередовалась с расчетливой мудростью». Пострадав от браконьеров, Ворчун принялся мстить людям — пугал грибников, безобразничал в деревне и с почти мистическим везением спасался от преследовавших его егерей. В конце концов, старый хромой зверь так и ушел непобежденным. До сих пор Дед вспоминает своего противника с огромным уважением.

Чтобы выжить в этом суровом мире и прокормить семью, Валентин должен был понять животных так, как не снилось кабинетным зоологам, жить среди медведей, учиться думать, как они. Охотясь на хищника, он приблизился к нему как никто другой. Детская мечта сбылась, и награда за труды была велика. Воспоминания Деда о том, как он впервые прокрался на овсяное поле и затаился между кормящихся медведей, дышат восторгом и высокой поэзией:
«В этом лунном мире, со зверьем, которое не подозревало о том, что рядом притаилось чужое, не из их племени существо, я вдруг почувствовал, что обретаю невидимую, но осязаемую связь с животными, проникаюсь их желанием насытиться, набраться сил, чтобы жить простой, бесхитростной жизнью, оставляя после себя таких же простых, чистых, наивных существ для продолжения своего рода на земле».

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

В 1974 году бывший охотник и егерь, освоивший к тому времени несколько десятков профессий, приступил к главному делу своей жизни — научному изучению медведей. Для этого пришлось выполнить условие — три года отработать директором заповедника. Едва истек срок, как Валентин сложил с себя начальственные полномочия и на неделю ушел в лес, словно очищая себя перед новой жизнью.
Первых медвежат для эксперимента решено было забрать из берлоги, и это чуть не стоило Валентину жизни — разъяренная медведица выскочила ему навстречу, и только в последний момент испугалась крика и ударов топора, которым бывалый охотник изо всех сил заколотил по дереву. Он взял детенышей и вплоть до поздней осени выкармливал их, живя в палатке рядом с усыновленными питомцами. Медвежата послушно бегали за двуногой «мамой», а когда стало холодать, даже пытались пристроиться к ней под бочок. Приходилось хлестать их хворостинкой по любопытным носам, ведь привыкание зверя к человеку, стирание врожденного страха перед ним обрекают питомца на верную смерть. Никто не будет церемониться с косолапым, который придет в деревню поиграть с людьми. К счастью, перед самой зимой медвежата, оставшиеся без теплой палатки, сами принялись рыть берлоги — причем так ловко, словно делали это уже много раз. Стало ясно, что воспитанники способны самостоятельно выживать в дикой природе.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

С тех пор биологи воспитали около двухсот медвежат-сирот. Везут их в бубоницкий «интернат» со всей России. Где-то браконьеры медведицу убьют, а на детенышей рука не поднимется, где-то неосторожный лыжник потревожит мохнатую мамашу в берлоге. Единожды сбежав, она уже никогда не вернется, и если медвежат не забрать, они просто замерзнут. Дело в том, что медведь в берлоге — очень удобная добыча, человек охотился на него столетиями. «Храбрецов», возвращавшихся в свой зимний дом, зачастую ждала засада, так что гены потомству передавали, в основном, «трусы», бросавшие и приют, и спящих в нем малышей.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Новорожденные медвежата, появляющиеся в начале января — это умильные комочки с закрытыми ушами и глазами, настолько крохотные, что в Средневековье люди считали, будто медведица рожает бесформенные куски плоти и лишь потом, вылизывая, медленно придает им форму зверей. Кажется невозможным превратить их в полноценных хозяев леса. А между тем в Центре спасения медведей удалось выходить даже недоношенного медвежонка с багровыми проплешинами вместо кожи, который весил всего 356 грамм.
Поначалу зверенышей содержат в теплой комнате у печки, заменяющей малышам бок мамы-медведицы. Сотрудники меняют им пеленки, массируют животики, сажают на горшок, а в первые десять дней жизни кормят каждые два часа — и днем, и ночью, вливая в крохотную пасть по пять миллилитров молока. «Едва успеешь до дома дойти, уже надо обратно», — улыбается Светлана.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Постепенно промежуток между кормежками увеличивают, окрепшие медвежата резвятся на специальном тренажере, в теплую погоду их выносят погреться на солнышке. В начале апреля зверенышей переводят в открытый вольер, из которого они устраивают экспедиции в лес, за ягодами, длящиеся порой до двух недель. Однажды во время такой прогулки пропала медведица Кнопка. Пажетновы обошли все деревни в округе, но так ее и не нашли. А через неделю она вернулась сама — с чужим ошейником и оборванной цепью.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Крошечный медвежонок — это ходячая плюшевая игрушка. Стоит увидеть, как звереныши, повизгивая сосут друг другу уши, и даже у отъявленных циников руки сами тянутся погладить бурую шерстку. Но — нельзя. Даже разговаривать в присутствии зверей запрещено, а если ставший родным за месяцы неусыпной — в прямом смысле слова — заботы детеныш потянется к тебе, надо его безжалостно наказать. Обидеть и тем самым спасти. Конечно, все равно случаются осечки. Бывает, что молодые общительные медведи выходят к деревне. Тогда их забирают обратно в «интернат» и заботятся о них вплоть до зимней спячки. В берлоге зверь дичает, и весной стремглав убегает и от своих спасителей, и от других людей.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Эти эксперименты — не простая благотворительность, а серьезная научная работа, уже принесшая немалые плоды. Шестнадцать косолапых «выпускников» вновь заселили опустевший было заповедник «Брянский лес». Сейчас в нем более пятидесяти медведей. В тверской глубинке проходят международные конференции, по методике Пажетновых работают в Индии и Южной Корее. Но самая большая радость для приемных родителей — когда бывших воспитанниц видят уже с собственными медвежатами. А это значит, что не только медвежья, но и их собственная жизнь имеет смысл.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

И все же я не удерживаюсь от того, чтобы задать бывшему охотнику вопрос:
— Не жалко, когда ваших медведей добывают?
Дед недоуменно смотрит на меня:
— Как может быть жалко, когда они живут обычной медвежьей жизнью? Охота держит зверя на расстоянии от человека. Другого механизма просто нет. Конечно, этим должны заниматься специалисты. В Танзании, к примеру, со слонами работают — делят страну пополам, и в одной половине охотятся, а в другой показывают животных туристам. Иначе они все сожрут и начнется падеж. Потом их меняют местами.
Когда охотники добывают нашего медведя, они считают, что поступили плохо, но стесняться не надо. Это же информация. Недавнему самцу из Новгородской области было почти семь лет, а нашли его всего в шести километрах от места выпуска. Самый дальний выход был у медведицы в период гона — двести километров по прямой. Там уже не сплошные леса, как здесь, а вперемешку с полем. Охотовед в бинокль увидел метку и нам позвонил. Потом она сюда обратно прибежала. На родину.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Сейчас еду медвежатам носит Василий, внук Деда. Подрастают правнуки. Забытая деревня ожила, превратилась в настоящее родовое гнездо семьи Пажетновых. В начале девяностых порой приходилось кормить сироток на собственные сбережения, теперь под патриотичным российским флагом красуется эмблема IFAW — Международного фонда защиты животных, финансирующего медвежий интернат. А Дед в свободное время пишет воспоминания и сказки для многочисленных потомков — да так, что зарисовки из жизни лосей и кабанов читаются взахлеб, как хорошие детективы.
— Мы с бабушкой — очень русские люди, — гордо говорит он. — Для нас нет ничего лучше своего места. Одна журналистка написала, что в нашей деревне воняет навозом. А мне очень жаль, что такие села мало где сохранились. Живые, не стерильные.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

На этих словах Дед медленно, словно с трудом улыбнулся, и суровое лицо лесовика внезапно преобразилось, будто солнечный луч пробился сквозь ветви дремучего бора. И я понял, что этот человек, умеющий ценить жизнь со всей ее грязью и трагедиями, в своих странствиях научился главному — чистой любви, когда ради счастья существ, о которых заботишься, надо отказаться от всех внешних проявлений привязанности, вовремя отпустить их от себя, а если понадобится, то спокойно принять даже их смерть, зная, что это тоже цена свободы, которую ты им подарил. Главное — что их лесная жизнь, пусть и скоротечная, была настоящей.

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

«Медвежье царство». Док. фильм (2011 г.)

Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
praktika_obucheniya_mladshikh_shkolnikov_sozdaniyu_pismennykh_tekstov.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОУ школа « Ирида» ВАО г. Москвы

Тема работы: «Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.»

Организация работы знакомства с особенностями текста-повествования на уроках русского языка в 3 классе.

Подготовила учитель начальных классов НОУ школы « Ирида»

Давиденко Татьяна Григорьевна

1.Знакомство с особенностями текста-повествования.

Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким Шёл день за днём .Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки.Он осмотрел жилище.Мать

сделала берлогу просторной .Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на вол ю.

Вопросы и задания :

-Как вы думаете ,какой это тип текста?(выслушиваются ответы детей)

-Вспомните, какой тип текста относится к повествованию.

(В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях ,о последовательных событиях .Действия сменяют друг друга .К такому типу текста можно поставить вопросы :что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? И в КОНЦЕ?)

-Попробуем вместе доказать что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.

Итак ,в повествовании говорится о событиях ,эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.

-Разделите текст на смысловые законченные части .Таких частей ТРИ.

-Прочитай первую часть.

Родился медвежонок .Медвежонок родился очень маленьким.

К ак бы вы озаглавили эту часть?(Рождение медвежонка).

-Прочитайте вторую часть.

Шёл день за днём. Медвежонок уже подрос .У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.

Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медвежонок растёт.)

Прочитайте третью часть.

Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю .

Как бы вы озаглавили эту часть? ( Медведи на воле.)

-Вспомните ,глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.

3.Медведи на воле.

Как вы думаете, достаточно ли будет ОДНОГО СНИМКА, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе?(Нет, потому что действия сменяют друг друга и их нельзя увидеть ОДНОВРЕМЕННО.)

Итак, мы не можем одновременно увидеть и как родился медвежонок, и как он постепенно рос, и как он выбрался на волю ро

Мы доказали ,что это ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений.

П рочитай текст.

Дело было весной Миша и Витя возвращались из школы они спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.

!.)Спиши текст ,поделив его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак препинания. Начало предложения не забудь написать с заглавной буквы.

2.)К какому типу текста относится этот текст? Докажи.

Пришла весна. Солнце согрело землю.

В лесу по ложбинке побежал ручей. Вот на пути он заметил под корнями старой берёзы норку. Зверёк ещё с осени разыскал это укромное местечко. Холодный ручей забрался в постельку ежа и разбудил его.

Ёж выбрался из своего убежища. Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи. Ёж лёг на спинку и подставил солнцу своё брюшко.(по Г. Скребицкому.)

Определи тип текста: повествование ,описание, рассуждение. Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.

Особое внимание следует уделять формированию умения определять тему текста-повествования ,озаглавливать текст, по заголовку определять о чём может быть текст.

Прочитай текст. Определи тему текста , озаглавь текст.

Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку. Товарищ накопал червей ,собрал удочки. На берегу тихой заводи мы выбрали место. Вот и первая рыбка. Товарищ выбросил на песок большого окуня. То и дело он вытаскивал окуней. Мой поплавок словно застыл. Мы поменялись местами. Вскоре у моего друга было полное ведро. Мой улов едва закрывал дно. Грустный я подходил к деревне. У изгороди нас встретил дед Илья. Он лукаво улыбнулся и сказал ,что рыбу вспугнул белый цвет. У меня рубашка и удилище были белыми.

-Прочитай заголовки к текстам. Определи по заголовкам темы текстов.

1.Как я встречал Новый год.

2.О чём рассказали весенние ручьи.

3.На школьном субботнике.

5.Поездка на поезде.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи .

Примеры организации такой работы.

Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.

-На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать «секреты» создания текста.

Сегодня вы узнаете . что такое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!

-Вспомните ,что называют текстом. ( Текст-это два или несколько предложений , связанных между собой по смыслу ).

-С помощью чего же предложения связаны в тексте?

На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и Лося ,ТРЕТЬЕ с ЧЕТВЁРТЫМ с помощью слов ОН и ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ,ЧЕТВЁРТОЕ с ТРЕТЬИМ с помощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.

То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое , как вагончики поезда –друг за друга.

Предложения могут сцепляться при помощи близких по значению слов ( синонимов).Например, лось-лесной житель.

При помощи слов-помощников (ОН,ОНА,ОНИ,ЕМУ,ВАМ и т. д.) Например:

Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.

При помощи повторения одного и того же слова. Например:

Дедушка угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.

-Как вы думаете, а почему в текстах с ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ слова заменяются на близкие по значению, на слова-помощники (он, она, и др.)

Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ,как бы по ЦЕПОЧКЕ ( второе с первым, третье –со вторым и т. д. ) такую связь называют ЦЕПНОЙ

Примерные упражнения на формирование и закрепление умений

Прочитай предложения. Попробуй собрать текст. Для этого « цепляй»одно предложение за другое.

ОНИ почистили и обновили свои ГНЁЗДА.

Вот и вернулись на родину СКВОРЦЫ.

Днём ОНИ деловито снуют в саду.

СКВОРЦЫ летают друг к другу в гости.

ГНЁЗДА скворцов очень уютные.

Во дв…ре ст…ял старый клён. В…сной он радовал всех нежными з…лёными л…сточками. Ос…нью дер…во покрывало влажную землю красными и жёлтыми листьями. Из них мы делали ч…десные гирлянды.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении слово , с помощью которого предложение « цепляется»за другое предложение.

Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весенние песни. Летали… к старому домику. … осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому , глину, прутики. Долго работали … .Хорошее получилось гнёздышко. Скоро в … появились птенцы с жёлтыми ртами.

« Сцепи» предложения между собой, вставив вместо точек подходящие по смыслу слова из справок.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: он, в гнезде,певуньи, они.

Также важно предлагать детям упражнения на замену лексических повторов.

Прочитай текст. Определи тип текста.

Витя и Илья возвращались домой из школы. Витя и Илья спустились к реке. Витя и Илья пошли по льду. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Витя оказался в воде. Витя хватался за тонкую кромку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Илья осторожно пополз по льду к другу. Илья вытащил товарища на берег.

Спиши текст . Замени, где потребуется, неоправданные повторы.

Как вам статья?

 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AgroKlassikSnab.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

восемь − семь =