Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Родина пшеницы: откуда взялась пшеница на Земле

Пшеница на протяжении многих веков определяла продовольственную безопасность целых государств. По сей день это основной продукт питания миллионов людей. Откуда к нам пришла эта культура и как давно захватила продовольственный рынок планеты? О происхождении пшеницы на Земле читайте в нашей статье.

Как появилась и откуда родом пшеница

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

История пшеницы берет начало из ближневосточного региона, известного как Плодородный полумесяц. Он охватывает современный Израиль, Ирак, Палестину, Сирию, Ливан, Египет, Иорданию, окраины Турции и Ирана. Именно там в 12 тыс. до н. э. первобытные люди начали употреблять в пищу дикое растение, ставшее родоначальником современной пшеницы.

Дикорастущий злак осыпался сразу после созревания, к тому же зерно плохо очищалось от оболочки, что делало его обработку трудозатратной.

Древние земледельцы постепенно одомашнивали культуру, отбирая лучшие семена. Самые ранние археологические находки злака датируются 10 тыс. до н. э. Они были найдены в Каракадагском горном районе современной юго-восточной Турции.

Из археологических материалов, оставленных кочевниками в Западной Азии, исследователи узнали, что люди, научившись использовать зерна, постепенно перешли от охоты на животных к сбору семян для еды.

Справка. Пшеница полностью изменила образ жизни первобытного человека, предопределив переход от охоты и собирательства к земледелию. Это произошло около 9 тыс. лет назад и получило название неолитической революции.

Древние земледельцы сушили, молотили зерна, варили на медленном огне и готовили лепешки. Первоначально зерна поедали в сыром виде, после стали растирать их камнями, получая грубую муку, из которой варили своеобразную кашу. Такой примитивный вид обработки – прообраз изготовления муки и выпекания хлеба.

Читайте также:  Можно ли выращивать астру как комнатное растение?

В первобытном виде хлеб представлял собой кашицу из полусырых семян. Такие лепешки встречаются у народов Африки и в некоторых азиатских селениях.

В течение многих столетий земледельцы продолжали делать со своих полей выборки семян, показавшие лучшие признаки – легкость сбора, урожайность, устойчивость к погодным условиям, – и новая пшеница начала доминировать.

Мягкая

Центром происхождения мягких сортов пшеницы (Triticum aestivum) считается южная часть современной Турции. Самые ранние находки датируются 7 тыс. до н. э. Этот вид злаковой культуры – результат перекрестного опыления древних форм пшеницы и диких трав. Гибрид сразу показал хорошую урожайность, чем привлек внимание ранних земледельцев.

Сегодня на долю мягкой пшеницы приходится более 90% мировых посевов.

Твердая

Район происхождения твердой пшеницы (Triticum durum) точно не установлен. Ее родиной ученые преимущественно называют Средиземноморский регион, поскольку именно здесь обнаружено исключительное разнообразие ее разновидностей и сортов.

Введение этого злака в сельское хозяйство произошло в 4–3 тыс. до н. э. В мировом объеме производства пшеницы доля твердых сортов составляет около 5%.

Яровая и озимая

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Озимая и яровая культуры представлены как мягкими, так и твердыми сортами.

Наши предки, проживающие в регионах с мягкими зимами и высоким снежным покровом, обнаружили выгоду посадки пшеницы осенью. Преимущества такого метода в том, что можно использовать для роста влагу, полученную в результате таяния снега, и добиться более ранних сроков созревания по сравнению с весенней посадкой.

На протяжении столетий методами народной селекции выводились озимые сорта хлебного злака, отбирались наиболее морозоустойчивые и способные противостоять резкой смене погодных условий. Так появилась озимая пшеница.

Первое сообщение о возделывании в России озимой злаковой культуры на Кавказе датируется серединой XIX столетия. Сначала из-за низкой устойчивости к морозам озимых сортов в России большее распространение получили яровые формы твердой пшеницы. Сегодня выведены и выращиваются по большей части озимые сорта.

До наступления зимней стужи озимые успевают прорасти и хорошо укорениться, а с приходом весны продолжают жизненный цикл, созревая раньше, чем яровые.

В тех регионах, где озимые не повреждаются морозами, им обычно отдают предпочтение как значительно более урожайным.

Посевы яровых сортов преобладают в северо-восточных районах России.

Главные различия яровой и озимой культур:

  1. Озимые сорта сеют в начале осени, яровые – в середине весны.
  2. Озимая намного превосходит яровую по урожайности, но уступает по пекарским свойствам.
  3. Яровая интенсивнее усваивает из почвы питательные вещества и устойчива к засухам.
  4. Озимая хорошо противостоит резкой смене погодных условий, но более требовательна к качеству почвы.

Пшеница на Руси

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Славяне, испокон веков населявшие территорию современной России, занимались главным образом земледелием. Основными возделываемыми зерновыми были:

  • пшеница – большей частью на юге;
  • рожь – на севере;
  • ячмень – на самом севере земледельческой зоны, в суровых климатических условиях.

Когда стали выращивать

На Руси пшеница появилась в V веке до н. э. Это один из самых первых злаков, которые выращивали индоевропейцы, том числе славяне. Наши предки позаимствовали ее у готов, живших на юге Восточной Европы. Слово «хлеб» происходит от готского Hlaifs.

Пшеница стала одной из первых культур, выращиваемых славянами. Она упоминается в самых ранних памятниках письменности. А вот рожь появилась на наших землях только в XI-XII вв. Об этом свидетельствуют записи Нестора-летописца и материалы археологических раскопок в Новгороде. Однако благодаря устойчивости к неблагоприятному северному климату рожь очень быстро распространилась на территории нынешней России. Впрочем, в южных районах неизменно господствовала пшеница.

Какие выращивались виды

Славяне выращивали совсем не ту пшеницу, к которой мы привыкли сегодня. Сеяли один из ее древних видов – полбу. Это полудикая злаковая культура, родственница твердой пшеницы. Ее называют «двузернянкой». Зерно полбы покрыто несколькими слоями пленки.

Целые зерна полбы, дробленые и перетертые чаще варили. Отсюда и произошло русское название «пшеница» – от старославянского корня *рьšеnъ – «пихать», «толочь», «тереть». В древнерусских памятниках письменности XI столетия это слово встречается часто.

Сегодня во всем мире возрождается интерес к этой древней культуре. Высокое содержание клетчатки наряду с небольшим количеством глютена делает доисторическую пшеницу идеальным продуктом для здорового и гипоаллергенного питания.

Распространение культуры по другим регионам

Неолитическая революция быстро продвигала пшеницу за пределы ее родины.

Распространение окультуренного хлебного злака из региона Плодородного полумесяца произошло уже в 9 тыс. до н. э., когда он появился в районе Эгейского моря.

В Индию пшеница пришла около 6 тыс. до н. э., а в Эфиопию, на Пиренейский полуостров, Британские острова и Скандинавию – не позже 5 тыс. до н. э.

Тогда же это растение стало известно в Северной Греции, Македонии и Северной Месопотамии. Приблизительно через 1000 лет пшеница достигла Китая.

На территории нынешней Восточной Европы она появилась к 6 тыс. н. э.

Некоторые ученые полагают, что одомашнивание зерновой культуры происходило в разных регионах приблизительно в одно и то же время, но факты это опровергают. Археологические доказательства ее раннего одомашнивания отсутствуют где-либо, кроме ближневосточного региона.

К началу нашей эры культура распространилась по всей территории Азии и Африки, а в период завоеваний римлян ее начали выращивать в разных местах Европы.

В Южную, а после и в Северную Америку злак завезли в XVI-XVII веках европейские колонисты и только в XVIII-XIX столетиях – в Канаду и Австралию. Так пшеница распространилась по всей планете.

Справка. Стародавние сорта пшеницы, выведенные на территории России, широко распространились и стали исходным материалом при выведении ряда сортов в других странах. Многие озимые сорта, вывезенные из нашей страны, и до настоящего времени сохранили в США русские названия: Харьковская, Белоглина, Одесская, Крымка.

Дикий предок пшеницы

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Происхождение злака можно проследить, начиная от дикой травы семейства Triticeae, которая появилась 75 тыс. лет назад. Эта трава – древнейший предок пшеницы.

Самая ранняя собранная пшеница была дикорастущей полбой в восточном Средиземноморье, возраст которой – около 12 тыс. лет.

Семена растения первобытным людям пришлись по вкусу, их начали использовать в пищу. Материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что в 10 тыс. до н. э. наши предки уже культивировали прапшеницу. Колосья у древнего злака были ломкие, а зерна мелкие и легко осыпались сразу же после созревания, так что собрать их было невозможно. Поэтому людям приходилось использовать в пищу незрелые зерна, не дожидаясь их осыпания.

На протяжении тысячелетий древние земледельцы культивировали и отбирали зерна диких трав, одомашнивая злак. Окультуривание проходило очень медленно: по оценкам археологов, около 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена.

Выращивание, повторный сбор, отбор и посев семян диких трав привели к созданию новых сортов, зерна которых стали крупнее, устойчивее к осыпанию и гораздо более удобными в сборе и дальнейшей обработке. Зерна культурной пшеницы в колосе крепко держатся до тех пор, пока не будут выбиты при обмолоте.

Из-за такой прочности колоса одомашненная пшеница утратила способность размножаться без помощи людей. Ее повсеместное распространение – дело рук человека.

Заключение

Происхождение хлебной культуры можно проследить на десятки тысячелетий назад с точностью до нескольких десятков километров. Люди помогли ей завоевать планету, и сегодня ни один злак не имеет столько видов и сортов, как пшеница. Но, невзирая на это многообразие, ее первобытные сорта и сегодня пользуются большой популярностью у сторонников здорового питания.


Какие зерновые культуры создали цивилизацию?

Кроманьонцы, первые люди, генетически от нас не отличимые, появились примерно 40 000 лет назад. Но история человеческой цивилизации началась не с появления первого человека и даже не с покорения первыми людьми огня…

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Первые зерновые культуры — вот что дало начало человеческой цивилизации и стало основой взрывного роста популяции людей в ходе Неолитической революции. Кому-то может показаться смешным, но человеческая цивилизация началась с первых лепешек и каш — примерно 20 000 лет назад.

С появлением культурного земледелия человек перешел к оседлой жизни: не надо было уходить надолго на охоту, страдать от голода при неудачной добыче, гибнуть на той же охоте. Посадил в землю зернышко, поливал его, пропалывал — и одно брошенное в землю зерно вернулось колосом или несколькими, дав человеку десяток зерен. Сварил в воде — и стали они мягкими и сытными. В селениях людей появилась стабильность и сытость.

Мы не знаем точно, с какого именно зерна началась история цивилизации. Сегодня археологи полагают, что в Евразии первыми культурными зерновыми были ячмень, пшеница и рис. А в Америке первые зерновые — кукуруза, амарант, киноа.

В Евразии вначале появился:

  • ячмень — 17 000 лет назад, а возможно, и ранее;
  • пшеница — около 10 000 лет назад;
  • подвид пшеницы — полба — около 8 000 лет назад;
  • рис в Юго-Восточной Азии — около 7 000 лет назад;
  • овес — около 3000 лет назад;
  • пшено (просо) — примерно 2300 лет назад.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Чумиза
Фото: ru.wikipedia.org

А еще чумиза, тефф — злаки, культивируемые тысячелетиями, не дающие больших урожаев, но неприхотливые, много веков растущие там, где не растет больше ничего, и дающие пищу людям, выживающим в сложных условиях. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Тефф
Фото: ru.wikipedia.org

В Новом Свете другой набор злаков, часть из них завоевала весь мир, а часть осталась районирована только в тех странах, где ее и одомашнили:

  • кукуруза выращивается людьми 7 000−12 000 лет;
  • амарант культивируют около 8 000 лет;
  • киноа была одомашнена в Андах около 3 000 лет назад.

Злаки Старого Света

Ячмень

Культура, которую люди культивировали еще в каменном веке, задолго до появления египетских пирамид. Считается, что в самом начале это случилось на нынешней территории Сирии. Ячмень со временем распространиля на всю территорию Евразии — от Атлантического побережья до Китая и Кореи. Предполагается, что ячменное пиво — древнейший хмельной напиток, известный людям еще с эпохи неолита. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Ячмень
Фото: ru.wikipedia.org

Пшеница

Родина злака — юго-восточная Турция. Культивируется с самого начала неолита. Полагают, что вначале люди употребляли недозревшую пшеницу, так как, едва созрев, дикая пшеница немедленно осыпается. Эта особенность была преодолена во время окультуривания злака — в течение многих сотен лет отбора тех растений, которые, созрев, не осыпались.
Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Т. Н. Яблонская, «Хлеб», 1949 г.
Источник: artchive.ru

Культурная пшеница уже нуждалась в человеке, она завоевывала континент вместе с человеком, который засевал ею все новые и новые поля.

С пшеницей связана и рожь. Отдельные семена ржи встречаются в найденных археологами зернохранилищах древних народов за тысячу лет до н.э., но в качестве самостоятельной зерновой культуры она проявилась по мере миграции человеческих племен на север. В условиях более сурового климата, когда пшеница уже не могла плодоносить, рожь давала устойчивые урожаи. Благодаря своей выносливости рожь стала культивироваться у праславян как самостоятельная зерновая культура.

Рис

Около 7 000 лет назад на нынешней территории севера Таиланда и Вьетнама местное население начало культивировать рис. Распространение злака шло очень медленно — лишь в середине I тысячелетия до н.э. рис прописался в Индии, Китае, Индокитае, Малазии и Индонезии. Со временем рис начали культивировать во многих странах, в том числе и на юге России. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Колосья риса
Фото: Keith Weller, ru.wikipedia.org

Овес

Семена овса, найденные при раскопках в Египте, относятся к 2000 году до н.э., правда, археологи предполагают, что это были семена дикого овса. Культивировать его начали примерно за 1000 лет до н.э.

Считается, что родина дикого овса — северо-восточные провинции Китая и Монголия. Двигаясь по континенту вместе с полбой, овес постепенно вытеснял ее в качестве кормовой культуры для скота, благодаря большей выносливости и урожайности.

Во времена Древнего Рима считался чисто кормовой культурой. И те, кто ел овсянку, подвергались насмешкам — за поедание корма для скота.

Шло время, овес появился на Оловянных островах — и тут он оказался одним из лучших злаков. Со временем Оловянные острова стали сначала Англией, а потом и Великобританией, а корм для скота превратился в изысканную «овсянку, сэр».

Каши из обработанного овса — и геркулес, и хлопья мгновенного приготовления — оказались очень полезны для здоровья. Кроме каш, для здоровья пьют даже овсяной отвар. А овсяный кисель долгое время был крайне дешевой и сытной едой. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Лошади пасутся на поле овса в Минской области Белоруссии
Фото: Alex Zelenko, ru.wikipedia.org

Просо, пшено и чумиза

Пшено появилось на столе у человека примерно 2300 лет назад, с территории северного Китая и Монголии. Просо пришлось по вкусу людям. С приходом христианства пшенные каши начали употреблять в России в постные дни, а также — на Рождественский и Великий Пост.

В Китае очень уважают головчатое просо, или чумизу. Почти то же самое пшено, из которого делают кашу. Полезная и диетическая пища. Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Просо
Фото: ru.wikipedia.org

Злаки Нового Света

Кукуруза

Первой была кукуруза, или маис. 12 000 лет назад народ пуэбло, живший на территории нынешней Мексики задолго до появления великих империй майя, начал высаживать и растить маисовые початки. Тогда они были всего 3−4 см в длину — не сравнить с современными. Производство кукурузы сегодня — свыше миллиарда тонн зерна в год. Попкорн, кукурузный хлеб, виски, корм для скота… И посоленные, хорошо проваренные початки молочной спелости — какой вкус! Какой запах! Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Сальвадор Диас Игнасио Руис де Олано, «Уборщица кукурузы»
Источник: artchive.ru

Киноа, «золотое зерно»

Инки культивировали это растение примерно 3 000 лет тому назад. Травянистая псевдозерновая культура — основной продукт жителей Анд, мало известный за пределами Анд. В зернах содержится набор белков, подобных животным белкам, что делает кашу из киноа по питательности примерно соответствующей мясному гуляшу. Но, разумеется, с совсем другим вкусом. Каша варится всего около 20 минут — и уже готова.

Амарант

Амарант культивировали в Южной Америке свыше 8 000 лет. Отличный вегетарианский заменитель мяса сегодня выращивается не только в Южной Америке, но и в Африке, Юго-Восточной Азии, в Европе, в России.
Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди Амарант
Фото: Jebulon, ru.wikipedia.org

Предполагается, что его огромная пищевая ценность, а вместе с тем неприхотливость и высокая урожайность, со временем сделают его основным злаком человечества.

Селекция агрономов выбирает более продуктивные сорта растений. Зерно будущего — кукуруза или амарант? Что будут есть наши потомки? Пшеничный хлеб? Кукурузные лепешки? Кашу из амаранта?

Выращивание зерна вызвало к жизни государство

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Зерновые культуры в наибольшей степени способствуют концентрации производства, сбору налогов, хранению и нормированию. Формирование государств становится возможным только тогда, когда в пищевом рационе преобладают несколько одомашненных зерновых культур. Если же рацион обеспечивают очень разные хозяйственные практики, что характерно для охотников-собирателей, подсечно-огневых земледельцев, морских торговцев, а также при преобладании в рационе незерновых культур (например, клубневых и бобовых), то государство вряд ли возникнет, поскольку в его распоряжении не будет легко поддающихся оценке и присвоению ресурсов. Так описывает роль зерна американский антрополог Джеймс Скотт.

Джеймс Скотт — профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета. Он давно исследует взаимосвязь аграрных практик и типа государств. Скотт одним из первых ввёл в оборот название специальности «экономический антрополог». О книгах Скотта писали Бенедикт Андерсон, Натали Земон Дэвис, Зигмунт Бауман, Пол Кругман. Едва ли найдётся научная работа о современном крестьянстве, где бы не было ссылки на книгу Дж.Скотта «Моральная экономика крестьянина. Бунт и выживание в Юго-Восточной Азии» (1976). На Западе широко известны также его книги «Оружие слабых» (1985) и «Господство и искусство сопротивления. Скрытые послания» (1990).

Государство против подвижных людей

Ещё одной популярной в среди экономистов, социологов и историков стала его книга «Благими намерениями государства» (1998). В предисловии к ней он писал:
«Сначала я собирался выяснить, почему государство всегда оказывалось врагом, грубо говоря, «бродяг». Кочевники и скотоводы, охотники-собиратели, цыгане, бродяги, бездомные, странники, беглые рабы и крепостные всегда были занозой в теле государств. Усилия, направленные на достижение устойчивой оседлости этих кочевых народов, превращались в постоянно действующий государственным проектом.

Чем больше я исследовал эти усилия по закреплению оседлости, тем больше видел в них попытку государства сделать общество более понятным, организовать население так, чтобы упростить государству исполнение его классических функций – сбора налогов, обеспечение воинской повинности и предотвращение волнений. Начав двигаться в этих понятиях, я увидел в «прозрачности» общества для взгляда государства центральную проблему государственного управления. В эпоху премодерна государство было во многих важных отношениях слепым: оно совсем мало знало о своих подданных – об их благосостоянии, землях и урожаях, местонахождении, да даже и о том, кто они, вообще, такие. Государство нуждалось в чем-нибудь вроде детальной «карты» своих земель и людей. А главное, недоставало меры – метрики, которая позволила бы ему «переводить» то, что оно знало, в некий общий стандарт, необходимый для обозрения. Поэтому вмешательства государства в жизнь подданных были часто непродуманными и губительными».

В журнале «Крестьяноведение», №2, 2017. сделали перевод статьи Джеймса Скотта «Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно. и городские стены». Мы приводим часть этого перевода — о роли зерна в создании государств.

Первые государства дельт рек

Фундамент всех аграрных государств древности — в Месопотамии, Египте, в долине Нила и на побережье Желтой реки — поразительно схож. Все аграрные государства были зерновыми: производили пшеницу, ячмень, а в случае Жёлтой реки — просо. Возникшие позже государства следовали тем же путём, хотя к списку основных сельскохозяйственных культур добавился орошаемый рис и в Новом Свете — кукуруза. Во всех зерновых государствах один или два злака выступали основой рациона, определяли сельскохозяйственный календарь и служили единицей натурального налогообложения. Границы этих государств задавали экологические ниши из аллювиальных почв и источников воды, которые гарантировали саму возможность государственности.

Однако важно развести концентрацию населения и создание государства: обилие плодородных земель было предпосылкой урбанизации и развития торговли, но без масштабного зернового производства не гарантировало формирование государства.

Но почему зерновые культуры играли столь важную роль для первых государств? В конце концов, и другие культуры были одомашнены, скажем бобовые, чечевица, нут и горох на Ближнем Востоке, а таро и соя — в Китае, но почему они не стали фундаментом для государственного строительства? Почему в исторических хрониках нет упоминаний чечевичных государств, нутовых, таро-, саго-, хлебо-древесных, ямсовых, маниоковых, картофельных, арахисовых или банановых? Многие из этих культур дают больше калорий в расчёте на единицу земли, чем пшеница или ячмень, некоторые требуют меньше затрат труда при сопоставимой питательной базе. Иными словами, многие из них соответствуют тем же агродемографическим условиям высокой плотности населения и качества питания, что и зерновые культуры (только орошаемый рис превосходит их с точки зрения калорийности в расчете на единицу земли).

Ключ к пониманию взаимосвязи государства и зерна кроется в том, что только последнее могло стать основой для налогообложения: его урожай легко увидеть, поделить, оценить, хранить, транспортировать и «рационализировать». Другие культуры: бобовые, клубневые и крахмалоносные — обладают лишь некоторыми из этих желанных для государства качеств, но не всеми сразу.

Чтобы оценить в полной мере уникальные преимущества зерновых, полезно представить себя на месте древних сборщиков налогов, которых интересовали прежде всего простота и эффективность работы. Тот факт, что зерновые растут над землей и созревают примерно в одно время, существенно облегчает работу сборщика налогов. Если армия или группа сборщиков налогов окажется в нужном месте в нужное время, то сможет мгновенно собрать, смолотить и изъять весь урожай. В случае с церковной десятиной крестьянин должен был собрать зерно в снопы на поле, и сборщик десятины изымал каждый десятый сноп.

Почему клубни не интересны государству?

Сравним эту ситуацию с той, когда основной культурой является клубневая, например картофель или маниока. Они вызревают каждый год, но их можно спокойно оставить в земле ещё на год или даже два, выкапывая по мере необходимости и храня урожай там, где он вырос, — под землей. Если армия или сборщики налогов захотят изъять у вас клубневые, им придётся выкапывать картофелину за картофелиной, как поступает сам крестьянин, а в итоге они получат воз картошки, который стоит (в денежном или калорийном эквиваленте) значительно меньше, чем воз пшеницы, а испортится намного быстрее. Король Пруссии Фридрих Великий приказывал своим подданным выращивать картофель, потому что понимал, что вражеским армиям будет непросто рассеять его земледельцев, привязанных к своим клубням.

Государства зависят от зерновых на постоянных полях, и население, которое не хочет платить налоги и подчиняться государственному контролю, начинает переходить на клубневые, подсечно-огневое земледелие, охоту и собирательство, чтобы оказаться вне пределов досягаемости государства. Зарождающиеся государства поощряли, а часто и заставляли выращивать зерновые. Хотя другие авторы справедливо связывают зерновые с государственностью и социальной дифференциацией, а корнеплоды — с безгосударственными эгалитарными обществами, они ошибочно трактуют хозяйственные практики как примордиалистскую данность, а не как продукт политических институтов и решений (а ведь если имеется достаточно воды и хорошие почвы, то возможны разные стратегии выживания).

Также эти авторы утверждают, видимо отталкиваясь от институциональной экономической теории предоставления общественных благ, что создание государства — великодушное изобретение элиты в целях защиты запасов зерна от «грабителей». Я придерживаюсь иной точки зрения: государство возникло в результате протекционистского рэкета победившей группы грабителей.

«Надземное» и одновременное вызревание зерновых обладает тем важным преимуществом, что государственным сборщикам налогов легко оценить размер урожая и рассчитать взимаемые с него налоги. Эта особенность превращает пшеницу, ячмень, рис, просо и кукурузу в главные политические культуры. Налоговый сборщик обычно оценивает поля по качеству почв и, зная среднюю урожайность культуры на подобных почвах, может рассчитать размер налога. Если необходима корректировка по годам, то проводится обследование полей и срезка образцов урожая накануне его сбора, чтобы точно рассчитать размер налога в конкретный год.

Одна из причин государственного недоверия и стигматизации торговцев в Китае заключалась в том, что их богатство, в отличие от доходов рисовых земледельцев, легко скрыть, предоставить о нём недостоверные сведения и увести от налогообложения. Можно собирать налоги на рынке, плату за проезд на дорогах или в речных портах, где «прозрачны» сделки и размеры грузов, но сбор налогов с купцов был просто кошмаром для чиновников.

Но почему не возникли нутовые или чечевичные государства? В конце концов, это питательные культуры, которые, как и зерновые, можно интенсивно выращивать, их урожай состоит из небольших зёрен, которые можно сушить, долго хранить и легко делить на одинаковые маленькие порции. Решающим преимуществом зерновых является их предсказуемый урожай и практически одновременное вызревание. Основная проблема большинства бобовых, с точки зрения сборщика налогов, состоит в том, что они дают плоды непрерывно в течение длительного периода времени, поэтому бобы или горох можно собирать по мере их вызревания.

Если сборщик налогов прибудет слишком рано, то большая часть урожая ещё не созреет, а если слишком поздно, то налогоплательщики её уже съедят, спрячут или продадут. За урожаем культур с чётким жизненным циклом сборщику налогов достаточно прийти один раз. Зерновые культуры Старого Света с этой точки зрения прекрасно подходили для государственного строительства.

Стандартизация на основе зерна

Впрочем, всё не так однозначно: хотя зерновая культура, будучи высажена на поле, вызреет за определенный срок, сезонные погодные колебания определяют разные сроки высаживания одной и той же культуры на разных полях, поэтому урожай с них будет собираться тоже в разное время. Вполне привычной практикой для земледельцев, стремящихся уйти от налогов, является тайный сбор части урожая до того, как зерно полностью созреет. При любой возможности архаические государства прилагали массу усилий, чтобы установить жёсткие сроки высадки культур для каждого района. В случае с орошаемым рисом все примыкающие друг к другу поля затапливаются одновременно, и само это обстоятельство чётко задает график посадки, но рис — почти единственная культура, которая требует подобных условий.

Другое преимущество зерновых состоит в том, что их урожай хорошо поддаётся оптовой перевозке навалом. Даже в архаичных условиях можно было с прибылью перевезти телегу зерна на значительно большее расстояние, чем любой другой продовольственный товар. А при наличии водного транспорта огромные запасы зерна можно было перевозить на значительные расстояния, расширяя тем самым сельскохозяйственную периферию, которую надеялось подчинить и обложить налогами любое раннее государство.

Сборщик налогов в первых государствах Месопотамии, а если уж на то пошло, вплоть до XIX века, воспринимал сочетание аграрного государства с судоходной рекой или побережьем как благословение небес. Так, Римская империя обнаружила, что перевозить зерно (обычно из Египта) и вино по Средиземному морю намного дешевле, чем по суше, если расстояние превышало 100 миль.

Зерновые культуры, поскольку их стоимость в пересчете на единицу объёма и веса выше, чем практически любого другого продукта, и они сравнительно хорошо хранятся, оказались идеальны для пропитания и налогообложения. Их можно было оставить в необработанном виде до тех пор, пока в них не возникнет необходимость. Их было удобно распределять среди работников и рабов, взимать как дань, обеспечивать ими солдат и войска, компенсировать с их помощью нехватку продовольствия или голод, кормить город, оказавшийся в осаде. Крайне сложно представить первые государства без зерна, которое стало их плотью и кровью.

Если зерно, а соответственно и поступление налогов, заканчивалось, то государственная власть начинала разрушаться. Могущество первых китайских государств держалось только на пахотных водосборных районах Желтой реки и Янцзы. За границами этого экологического и политического центра оседлого орошаемого рисового земледелия оставались ускользающие от налогов кочевые скотоводы, охотники-собиратели и подсечно-огневые земледельцы. Их называли «дикими» варварами, которые «ещё не были нанесены на карту». Территория Римской империи, невзирая на все её властные амбиции, не очень выдавалась за границы зернового земледелия.

Жизнь без зерна даёт свободу

Этот контраст — отрезвляющее напоминание о том, что большая часть мира и его населения находилась за границами первых зерновых государств, которые занимали очень узкую экологическую нишу, благоприятствовавшую интенсивному сельскому хозяйству. Вне досягаемости государств оставалось множество разнообразных и неприемлемых для государственного контроля стратегий выживания: наиболее важными из них были охота, собирательство, морская рыбная ловля и сбор моллюсков, садоводство, подсечно-огневое земледелие и специализированное скотоводство.

Подобные хозяйственные практики были фискально непригодны, потому что не возмещали расходы на их налоговый контроль. Охотники и собиратели (на суше и на море) были столь рассеяны и мобильны, а их «приобретения» столь разнообразны и недолговечны, что отслеживать их, не говоря уже об обложении налогами, было практически невозможно. Садоводы, которые прекрасно одомашнили корнеплоды и клубневые культуры задолго до того, как было посажено первое зерно, оставляли значительную часть урожая в земле до тех пор, пока он им не понадобится, а могли и припрятать небольшой сад-огород в лесу.

Подсечно-огневые земледельцы часто сажали зерновые, но на их полях обычно росли десятки разных культур с разным периодом вызревания. Кроме того, подсечно-огневые земледельцы сменяли поля каждые несколько лет, а иногда и места теория своего проживания. Специализированное скотоводство как некое ответвление сельского хозяйства разочаровывает сборщика налогов по тем же причинам — рассеяние и мобильность. Османская империя, основанная скотоводами, сталкивалась с огромными трудностями при сборе налогов с пастухов. Чиновники пытались собирать с них налоги раз в году, когда они находились на одном месте — в период отёла и стрижки овечьей шерсти, однако и это оказалось крайне сложно организовать. «Османская мечта о рае оседлой жизни с предсказуемыми налоговыми сборами с мирных земледельцев не оставляла места для кочевых скотоводов. Кочевники следили за малейшими изменениями климата, чтобы обеспечить себе максимальный доступ к хорошим пастбищам и пресной воде, поэтому постоянно перемещались в пространстве» (Lindner).

Так или иначе, «незерновые» народы, т.е. большая часть населения мира, придерживалось таких хозяйственных практик и моделей социальной организации, которые противостояли попыткам налогообложения: территориальная мобильность и пространственное рассеяние, меняющийся размер групп и сообществ, разнообразные и легко скрываемые источники продовольствия, использование крайне малого числа пространственно фиксированных ресурсов. Но это не означает, что «незерновые» народы формировали замкнутые миры, совсем наоборот: шла активная торговля, причем основанная не на принуждении, а на добровольном коммерческом или бартерном обмене товарами между разными экологическими зонами к их взаимной выгоде.

Однако народы, которые придерживались определённой хозяйственной практики, часто воспринимались как особый тип людей, несмотря на торговое партнёрство с ними. Например, римляне считали главной чертой варваров то, что они употребляли в пищу молочные продукты и мясо, а не зерно, как римляне. Для жителей Месопотамии амореи были варварами, потому что якобы «не знают зерна. едят сырое мясо и не хоронят своих мёртвых».

Откуда появились зерновые культуры

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Ученые уже давно говорят, что человечество неправильно представляет свое происхождение на Земле. Вроде бы все налицо: и обезьяна, и древний человек. Но вот переходного связующего звена между ними не хватает.

Но есть еще другой, более интересный факт. Немногие знают, что пшеница, которую люди выращивают еще с эпохи пирамид, не имеет в природе дикорастущих сортов. Получается, что человечеству ее кто-то подарил.

И тому немало доказательств. Например, существующая сегодня гексоплоидная пшеница является сложным гибридом, который существует на планете уже около восьми тысяч лет. Кто-то своей невидимой рукой скрестил три разновидности и получил этот сорт, поскольку самопроизвольно этого произойти не могло. Биологи уверены, что создать из сложных злаков безвидовые селекции тысячи лет назад было абсолютно невозможно.

Самое древнее культурное растение на Земле – это кукуруза. Мексиканскими археологами на раскопках была обнаружена пыльца кукурузы возрастом в пятьдесят тысяч лет. Но и у этого растения тоже в природе нет дикорастущего предка. Более того, она не может расти без помощи человека: не сорванный вовремя созревший початок просто падает и сгнивает.

Однако наука говорит, что первобытный человек появился лишь сорок тысяч лет назад. Но кто же тогда выращивал кукурузу задолго до появления человека разумного, а генетический код сои и других бобовых культур искусственно изменил миллионы лет назад?

Современные ученые тоже научились создавать генетически модифицированные организмы, однако даже им не удается пока скрестить два сорта и получить жизнеспособное потомство. У природы есть какой-то секрет, который пока не раскрыт, и возможно, что его ключ скрыт в нанотехнологиях, которые должны использоваться в генной инженерии.

Но как мог тысячи лет назад кто-то знать про нанотехнологии?

Оказывается, мог, и доказывает это археологическая находка, найденная на Урале. На реке Народа археологи наткнулись на десятки тысяч крошечных артефактов спиралевидной формы. Самая крупная из них имеет трехсантиметровый размер. Было установлено, что эти артефакты состоят из достаточно редких металлов – вольфрама и молибдена. Но самым большим сюрпризом, который подтвердила и экспертиза, стал их возраст. Им было около трехсот тысяч лет.

Вполне логично возникает вопрос: кто мог изготовить эти артефакты, если наши самые далекие предки в это время не ходили, а бегали по Земле, покрытые шерстью. Более того, отношение толщины спирали к сердечнику находится в пропорции «золотого сечения». До сих пор неизвестно, как эти детали попадали на нашу планету. Но есть одна версия, которая кажется наиболее вероятной: артефакты – это части какого-то технического устройства, потому что в этом же самом месте геологи обнаружили большое количество кварцевых линз. Поэтому у специалистов сложилась гипотеза о том, что все находки являются элементами антенного устройства. По их теории находка имела такие же свойства, как и так называемое «умное стекло» — это сенсорные экраны планшетов и телефонов, автозеркал и лобовых стекол, в которых как раз и применяются нитевидные нагревательные элементы, сделанные из вольфрама при добавлении в него других редкоземельных металлов.

При этом кварцевое стекло вообще считается материалом будущего. Некоторое время назад ученые из Саутгемптонского университета изобрели носители информации, которые могут хранить данные в пяти измерениях наноструктурированного кварца. Для записи данных нужен высокочастотный лазер. И это вовсе не научная фантастика, а реальность. Как и то, что по уровню комфорта гостиницы в Белгороде одни из самых лучших в стране.

Но вот почему от древнего устройства остались только микроскопические осколки, ученые объясняют легко: высокотехнологичные артефакты в земле не могут долго храниться, они ржавеют. Получается, что миллионы лет назад на нашей планете были люди, которые пользовались компьютерами или смартфонами? В это трудно поверить, но есть и другие доказательства того, что древним была отлично известна высокоуровневая металлургия.

В Дели у мечети Кутб-Минар стоит металлическая колонна, названная «столбом Индры». В течение многих тысячелетий она, противостоя атмосферным осадкам, не имеет ни малейшего следа ржавчины. Колонна сделана из атомарного железа без каких-либо примесей серы или углерода на молекулярном уровне. В современности получение такого идеально чистого железа возможно только методом напыления в космических условиях, да и то только в небольших количествах. Предположительно, колонну плавили в вакууме. Железо с аналогичным химическим составом было найдено и в другом месте, правда, не на нашей планете, а в образцах лунного грунта.

В Индии найден еще один удивительный и непонятный артефакт – древний ритуальный кастовый кинжал, изготовленный из легированного металла, которого на нашей планете по определению существовать не должно. Кроме того, в составе кинжала найден дюралюминий, который человечество начало получать сравнительно недавно: чуть меньше полувека назад. Вывод один: этот кинжал сделан не нашей планете.

Исторические документы Индии говорят о существовании цивилизации, которая миллионы лет назад жила на планете. У нее были космические корабли — виманы, оружие, схожее с ядерным, огромные города и много других факторов, присущих высокоразвитой цивилизации.

Археологи, имеющие доступ к самым секретным артефактам, говорят, что они нашли следы разумной жизни, которые датируются миллионами лет до нашей эры. Еще в 1862-м году один из американских научных журналов опубликовал сенсационную статью, в которой говорилось, что в угольном пласте на глубине более тридцати метров были найдены человеческие кости, при этом возраст угля – триста миллионов лет. Причем, это был скелет существа, идентичного современному homo sapiens.

В запасниках современных археологов уже более ста артефактов, которым ученые не могут дать объяснения. Все они имеют возраст в несколько десятков миллионов лет. При этом специалисты утверждают, что ошибки исключены. Но ведь это означает, что наша цивилизация — не первая на планете, а, по мнению некоторых ученых – даже не самая развитая.

В начале семидесятых годов прошлого века в африканском государстве Габон при добыче урановой руды было неожиданно обнаружено, что содержание расщепляемого урана-235 в пробах существенно ниже предполагаемого. Тогда специалисты стали исследовать прииск, пытаясь выяснить, не был ли этот уран уже кем-то использован. И обнаружилось совершенно невероятное: это урановое месторождение имело такие очертания, которые с учетом периода полураспада урана приводят к выводу о том, что почти два миллиарда лет назад в этом месте находилось четырнадцать атомных реакторов. Все это обосновывается точными подсчетами физиков.

Поразительно, но некоторые следы применения ядерных технологий в древности лежат буквально под ногами. Это – кратеры размерами в десятки и сотни метров. Ученые считают, что они являются следами от падения метеоритов. Но во многих из этих воронок нет следов космического вещества. Зато в них есть тектиты – оплавленные при огромной температуре камни. Наука не сформировала еще единого мнения по поводу их происхождения. Тектиты являются связующим звеном между феноменом древних гигантских кратеров и так называемой витрификацией – процесса, когда песок и камни расплавляются, сливаясь в единую стеклообразную массу. Чем этот процесс вызван – непонятно, поскольку при этом отсутствуют воронки. Поэтому, если предположить, что метеориты тут ни при чем, все сводится к интересной версии: такое же явление, когда песчинки расплавились и превратились в стекло, произошло при тестировании Тринити в штате Нью-Йорк, а это означает, что это – результат ядерной войны.

В Боливии расположены древние руины Пумапунго. Это одно из самых совершенных древних строений в Латинской Америке: каменные блоки в двести тонн вырезаны неизвестным способом с ювелирной точностью, рассчитать которую без компьютерной техники просто невозможно. Более того, ученые были потрясены: чтобы поставить один такой блок с вертикальную стену, нужно на какое-то время «отключить» гравитацию. Получается, что древние цивилизации могли «работать» с гравитацией. Идеально вырезанные мегалиты уложены в каменные блоки без раствора так, что между ними не проходит даже лезвие бритвы.

Многие ученые и исследователи, уже достаточно долго занимающиеся разгадкой древних артефактов, склоняются все-таки к инопланетному следу. В пользу этой версии свидетельствуют также многие предания и мифы народов, рассказывающие о том, что Боги прибыли со звезд. Но что они делали на Земле?

Из анализа археологических находок напрашивается вывод, что миллионы лет назад пришельцы добывали на Земле полезные ископаемые, вели генетические эксперименты, войны и масштабное строительство. Или просто однажды устроили «пикник на обочине» длиною в несколько тысячелетий.

Человечество ищет братьев по разуму, пытаясь проникать все глубже в космос, хотя, вполне возможно, истина лежит у нас под ногами.

Выращивание зерна вызвало к жизни государство

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Зерновые культуры в наибольшей степени способствуют концентрации производства, сбору налогов, хранению и нормированию. Формирование государств становится возможным только тогда, когда в пищевом рационе преобладают несколько одомашненных зерновых культур. Если же рацион обеспечивают очень разные хозяйственные практики, что характерно для охотников-собирателей, подсечно-огневых земледельцев, морских торговцев, а также при преобладании в рационе незерновых культур (например, клубневых и бобовых), то государство вряд ли возникнет, поскольку в его распоряжении не будет легко поддающихся оценке и присвоению ресурсов. Так описывает роль зерна американский антрополог Джеймс Скотт.

Джеймс Скотт — профессор политологии и антропологии, соруководитель программы аграрных исследований Йельского университета. Он давно исследует взаимосвязь аграрных практик и типа государств. Скотт одним из первых ввёл в оборот название специальности «экономический антрополог». О книгах Скотта писали Бенедикт Андерсон, Натали Земон Дэвис, Зигмунт Бауман, Пол Кругман. Едва ли найдётся научная работа о современном крестьянстве, где бы не было ссылки на книгу Дж.Скотта «Моральная экономика крестьянина. Бунт и выживание в Юго-Восточной Азии» (1976). На Западе широко известны также его книги «Оружие слабых» (1985) и «Господство и искусство сопротивления. Скрытые послания» (1990).

Государство против подвижных людей

Ещё одной популярной в среди экономистов, социологов и историков стала его книга «Благими намерениями государства» (1998). В предисловии к ней он писал:
«Сначала я собирался выяснить, почему государство всегда оказывалось врагом, грубо говоря, «бродяг». Кочевники и скотоводы, охотники-собиратели, цыгане, бродяги, бездомные, странники, беглые рабы и крепостные всегда были занозой в теле государств. Усилия, направленные на достижение устойчивой оседлости этих кочевых народов, превращались в постоянно действующий государственным проектом.

Чем больше я исследовал эти усилия по закреплению оседлости, тем больше видел в них попытку государства сделать общество более понятным, организовать население так, чтобы упростить государству исполнение его классических функций – сбора налогов, обеспечение воинской повинности и предотвращение волнений. Начав двигаться в этих понятиях, я увидел в «прозрачности» общества для взгляда государства центральную проблему государственного управления. В эпоху премодерна государство было во многих важных отношениях слепым: оно совсем мало знало о своих подданных – об их благосостоянии, землях и урожаях, местонахождении, да даже и о том, кто они, вообще, такие. Государство нуждалось в чем-нибудь вроде детальной «карты» своих земель и людей. А главное, недоставало меры – метрики, которая позволила бы ему «переводить» то, что оно знало, в некий общий стандарт, необходимый для обозрения. Поэтому вмешательства государства в жизнь подданных были часто непродуманными и губительными».

В журнале «Крестьяноведение», №2, 2017. сделали перевод статьи Джеймса Скотта «Первые государства в истории человечества: агроэкология, письменность, зерно. и городские стены». Мы приводим часть этого перевода — о роли зерна в создании государств.

Первые государства дельт рек

Фундамент всех аграрных государств древности — в Месопотамии, Египте, в долине Нила и на побережье Желтой реки — поразительно схож. Все аграрные государства были зерновыми: производили пшеницу, ячмень, а в случае Жёлтой реки — просо. Возникшие позже государства следовали тем же путём, хотя к списку основных сельскохозяйственных культур добавился орошаемый рис и в Новом Свете — кукуруза. Во всех зерновых государствах один или два злака выступали основой рациона, определяли сельскохозяйственный календарь и служили единицей натурального налогообложения. Границы этих государств задавали экологические ниши из аллювиальных почв и источников воды, которые гарантировали саму возможность государственности.

Однако важно развести концентрацию населения и создание государства: обилие плодородных земель было предпосылкой урбанизации и развития торговли, но без масштабного зернового производства не гарантировало формирование государства.

Но почему зерновые культуры играли столь важную роль для первых государств? В конце концов, и другие культуры были одомашнены, скажем бобовые, чечевица, нут и горох на Ближнем Востоке, а таро и соя — в Китае, но почему они не стали фундаментом для государственного строительства? Почему в исторических хрониках нет упоминаний чечевичных государств, нутовых, таро-, саго-, хлебо-древесных, ямсовых, маниоковых, картофельных, арахисовых или банановых? Многие из этих культур дают больше калорий в расчёте на единицу земли, чем пшеница или ячмень, некоторые требуют меньше затрат труда при сопоставимой питательной базе. Иными словами, многие из них соответствуют тем же агродемографическим условиям высокой плотности населения и качества питания, что и зерновые культуры (только орошаемый рис превосходит их с точки зрения калорийности в расчете на единицу земли).

Ключ к пониманию взаимосвязи государства и зерна кроется в том, что только последнее могло стать основой для налогообложения: его урожай легко увидеть, поделить, оценить, хранить, транспортировать и «рационализировать». Другие культуры: бобовые, клубневые и крахмалоносные — обладают лишь некоторыми из этих желанных для государства качеств, но не всеми сразу.

Чтобы оценить в полной мере уникальные преимущества зерновых, полезно представить себя на месте древних сборщиков налогов, которых интересовали прежде всего простота и эффективность работы. Тот факт, что зерновые растут над землей и созревают примерно в одно время, существенно облегчает работу сборщика налогов. Если армия или группа сборщиков налогов окажется в нужном месте в нужное время, то сможет мгновенно собрать, смолотить и изъять весь урожай. В случае с церковной десятиной крестьянин должен был собрать зерно в снопы на поле, и сборщик десятины изымал каждый десятый сноп.

Почему клубни не интересны государству?

Сравним эту ситуацию с той, когда основной культурой является клубневая, например картофель или маниока. Они вызревают каждый год, но их можно спокойно оставить в земле ещё на год или даже два, выкапывая по мере необходимости и храня урожай там, где он вырос, — под землей. Если армия или сборщики налогов захотят изъять у вас клубневые, им придётся выкапывать картофелину за картофелиной, как поступает сам крестьянин, а в итоге они получат воз картошки, который стоит (в денежном или калорийном эквиваленте) значительно меньше, чем воз пшеницы, а испортится намного быстрее. Король Пруссии Фридрих Великий приказывал своим подданным выращивать картофель, потому что понимал, что вражеским армиям будет непросто рассеять его земледельцев, привязанных к своим клубням.

Государства зависят от зерновых на постоянных полях, и население, которое не хочет платить налоги и подчиняться государственному контролю, начинает переходить на клубневые, подсечно-огневое земледелие, охоту и собирательство, чтобы оказаться вне пределов досягаемости государства. Зарождающиеся государства поощряли, а часто и заставляли выращивать зерновые. Хотя другие авторы справедливо связывают зерновые с государственностью и социальной дифференциацией, а корнеплоды — с безгосударственными эгалитарными обществами, они ошибочно трактуют хозяйственные практики как примордиалистскую данность, а не как продукт политических институтов и решений (а ведь если имеется достаточно воды и хорошие почвы, то возможны разные стратегии выживания).

Также эти авторы утверждают, видимо отталкиваясь от институциональной экономической теории предоставления общественных благ, что создание государства — великодушное изобретение элиты в целях защиты запасов зерна от «грабителей». Я придерживаюсь иной точки зрения: государство возникло в результате протекционистского рэкета победившей группы грабителей.

«Надземное» и одновременное вызревание зерновых обладает тем важным преимуществом, что государственным сборщикам налогов легко оценить размер урожая и рассчитать взимаемые с него налоги. Эта особенность превращает пшеницу, ячмень, рис, просо и кукурузу в главные политические культуры. Налоговый сборщик обычно оценивает поля по качеству почв и, зная среднюю урожайность культуры на подобных почвах, может рассчитать размер налога. Если необходима корректировка по годам, то проводится обследование полей и срезка образцов урожая накануне его сбора, чтобы точно рассчитать размер налога в конкретный год.

Одна из причин государственного недоверия и стигматизации торговцев в Китае заключалась в том, что их богатство, в отличие от доходов рисовых земледельцев, легко скрыть, предоставить о нём недостоверные сведения и увести от налогообложения. Можно собирать налоги на рынке, плату за проезд на дорогах или в речных портах, где «прозрачны» сделки и размеры грузов, но сбор налогов с купцов был просто кошмаром для чиновников.

Но почему не возникли нутовые или чечевичные государства? В конце концов, это питательные культуры, которые, как и зерновые, можно интенсивно выращивать, их урожай состоит из небольших зёрен, которые можно сушить, долго хранить и легко делить на одинаковые маленькие порции. Решающим преимуществом зерновых является их предсказуемый урожай и практически одновременное вызревание. Основная проблема большинства бобовых, с точки зрения сборщика налогов, состоит в том, что они дают плоды непрерывно в течение длительного периода времени, поэтому бобы или горох можно собирать по мере их вызревания.

Если сборщик налогов прибудет слишком рано, то большая часть урожая ещё не созреет, а если слишком поздно, то налогоплательщики её уже съедят, спрячут или продадут. За урожаем культур с чётким жизненным циклом сборщику налогов достаточно прийти один раз. Зерновые культуры Старого Света с этой точки зрения прекрасно подходили для государственного строительства.

Стандартизация на основе зерна

Впрочем, всё не так однозначно: хотя зерновая культура, будучи высажена на поле, вызреет за определенный срок, сезонные погодные колебания определяют разные сроки высаживания одной и той же культуры на разных полях, поэтому урожай с них будет собираться тоже в разное время. Вполне привычной практикой для земледельцев, стремящихся уйти от налогов, является тайный сбор части урожая до того, как зерно полностью созреет. При любой возможности архаические государства прилагали массу усилий, чтобы установить жёсткие сроки высадки культур для каждого района. В случае с орошаемым рисом все примыкающие друг к другу поля затапливаются одновременно, и само это обстоятельство чётко задает график посадки, но рис — почти единственная культура, которая требует подобных условий.

Другое преимущество зерновых состоит в том, что их урожай хорошо поддаётся оптовой перевозке навалом. Даже в архаичных условиях можно было с прибылью перевезти телегу зерна на значительно большее расстояние, чем любой другой продовольственный товар. А при наличии водного транспорта огромные запасы зерна можно было перевозить на значительные расстояния, расширяя тем самым сельскохозяйственную периферию, которую надеялось подчинить и обложить налогами любое раннее государство.

Сборщик налогов в первых государствах Месопотамии, а если уж на то пошло, вплоть до XIX века, воспринимал сочетание аграрного государства с судоходной рекой или побережьем как благословение небес. Так, Римская империя обнаружила, что перевозить зерно (обычно из Египта) и вино по Средиземному морю намного дешевле, чем по суше, если расстояние превышало 100 миль.

Зерновые культуры, поскольку их стоимость в пересчете на единицу объёма и веса выше, чем практически любого другого продукта, и они сравнительно хорошо хранятся, оказались идеальны для пропитания и налогообложения. Их можно было оставить в необработанном виде до тех пор, пока в них не возникнет необходимость. Их было удобно распределять среди работников и рабов, взимать как дань, обеспечивать ими солдат и войска, компенсировать с их помощью нехватку продовольствия или голод, кормить город, оказавшийся в осаде. Крайне сложно представить первые государства без зерна, которое стало их плотью и кровью.

Если зерно, а соответственно и поступление налогов, заканчивалось, то государственная власть начинала разрушаться. Могущество первых китайских государств держалось только на пахотных водосборных районах Желтой реки и Янцзы. За границами этого экологического и политического центра оседлого орошаемого рисового земледелия оставались ускользающие от налогов кочевые скотоводы, охотники-собиратели и подсечно-огневые земледельцы. Их называли «дикими» варварами, которые «ещё не были нанесены на карту». Территория Римской империи, невзирая на все её властные амбиции, не очень выдавалась за границы зернового земледелия.

Жизнь без зерна даёт свободу

Этот контраст — отрезвляющее напоминание о том, что большая часть мира и его населения находилась за границами первых зерновых государств, которые занимали очень узкую экологическую нишу, благоприятствовавшую интенсивному сельскому хозяйству. Вне досягаемости государств оставалось множество разнообразных и неприемлемых для государственного контроля стратегий выживания: наиболее важными из них были охота, собирательство, морская рыбная ловля и сбор моллюсков, садоводство, подсечно-огневое земледелие и специализированное скотоводство.

Подобные хозяйственные практики были фискально непригодны, потому что не возмещали расходы на их налоговый контроль. Охотники и собиратели (на суше и на море) были столь рассеяны и мобильны, а их «приобретения» столь разнообразны и недолговечны, что отслеживать их, не говоря уже об обложении налогами, было практически невозможно. Садоводы, которые прекрасно одомашнили корнеплоды и клубневые культуры задолго до того, как было посажено первое зерно, оставляли значительную часть урожая в земле до тех пор, пока он им не понадобится, а могли и припрятать небольшой сад-огород в лесу.

Подсечно-огневые земледельцы часто сажали зерновые, но на их полях обычно росли десятки разных культур с разным периодом вызревания. Кроме того, подсечно-огневые земледельцы сменяли поля каждые несколько лет, а иногда и места теория своего проживания. Специализированное скотоводство как некое ответвление сельского хозяйства разочаровывает сборщика налогов по тем же причинам — рассеяние и мобильность. Османская империя, основанная скотоводами, сталкивалась с огромными трудностями при сборе налогов с пастухов. Чиновники пытались собирать с них налоги раз в году, когда они находились на одном месте — в период отёла и стрижки овечьей шерсти, однако и это оказалось крайне сложно организовать. «Османская мечта о рае оседлой жизни с предсказуемыми налоговыми сборами с мирных земледельцев не оставляла места для кочевых скотоводов. Кочевники следили за малейшими изменениями климата, чтобы обеспечить себе максимальный доступ к хорошим пастбищам и пресной воде, поэтому постоянно перемещались в пространстве» (Lindner).

Так или иначе, «незерновые» народы, т.е. большая часть населения мира, придерживалось таких хозяйственных практик и моделей социальной организации, которые противостояли попыткам налогообложения: территориальная мобильность и пространственное рассеяние, меняющийся размер групп и сообществ, разнообразные и легко скрываемые источники продовольствия, использование крайне малого числа пространственно фиксированных ресурсов. Но это не означает, что «незерновые» народы формировали замкнутые миры, совсем наоборот: шла активная торговля, причем основанная не на принуждении, а на добровольном коммерческом или бартерном обмене товарами между разными экологическими зонами к их взаимной выгоде.

Однако народы, которые придерживались определённой хозяйственной практики, часто воспринимались как особый тип людей, несмотря на торговое партнёрство с ними. Например, римляне считали главной чертой варваров то, что они употребляли в пищу молочные продукты и мясо, а не зерно, как римляне. Для жителей Месопотамии амореи были варварами, потому что якобы «не знают зерна. едят сырое мясо и не хоронят своих мёртвых».

Важнейшие для человечества зерновые культуры.

Среди культурных растений пшеница занимает особое место как древнейшее и наиболее значимое в хозяйственном отношении. Введенная в культуру в глубокой древности, пшеница сейчас служит основным поставщиком растительного белка для большей части человечества. Ее мировая площадь уже превысила 235 млн га.

Выделяют более 20 видов пшениц. Однако в мировой земледельческой практике наибольшее распространение получили лишь два – мягкая, на долю которой приходится более 85 % мировой площади пшеницы, и твердая – с удельным весом около 10 %.

Большинство видов пшениц вышло из обширного района Передней и Средней Азии и Средиземноморья (Жуковский). Насчитывают не менее шести первичных очагов-колыбелей пшеницы, территориально удаленных друг от друга. В процессе многовекового естественного и искусственного отборов сформировалось множество экотипов пшеницы, что и обусловливает в целом ее широкую экологическую приспособленность. Как сельскохозяйственное растение пшеница родилась в поймах рек. Но лучшие свои вкусовые качества и питательные свойства она приобрела в степных районах, которые и стали основным местом произрастания пшеницы. В сельскохозяйственной практике встречаются яровые, озимые и промежуточные формы.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Пшеница: 1 — остистая, сорт Цезиум; 2 — остистая, Меляпопус 69; 3 — остистая, Одесская 3; 4 — безостая , Лютесценс; 5 — безостая, Мильтурум 553. 6 — рожь, сорт Вятка. 7 — ячмень, сорт Винер. 8 — овес, сорт Победа. 9 — просо, сорт Саратовское 850. Рис: 10 — безостый, сорт Узрос 269; 11 — остистый , сорт Дубовский 129.

Пшеница среди хлебных злаков наиболее требовательна к почвенным условиям. Богатые рыхлые почвы способствуют развитию мощной корневой системы. Хотя мочковатая корневая система пшеницы располагается в основном в пахотном слое, однако отдельные корни проникают на большую глубину, до 2 м и более. Корни пшеницы используют трещины материнской породы, червороины, ходы корней предшествующих культур. Глубокое проникновение корней обеспечивает лучшее водоснабжение растений.

Озимая пшеница предъявляет повышенные требования к предшественникам. Ее возделывают на большой территории с различными почвенно-климатическими условиями. Основное условие надежной ее перезимовки и получения высокого урожая – дружные и сильные всходы.

По мнению исследователей, ячмень лишь немногим уступает пшенице по давности введения в культуру. Это важнейшее продовольственное, кормовое и пивоваренного использования растение возделывается на всех континентах и занимает в мировом земледелии около 80 млн га.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

У ячменя различают двурядные и шестирядные формы. Наиболее древними считаются двурядные. Однако в посевах большинства стран преобладают многорядные формы, как более урожайные. Ячмень – культура преимущественно пленчатая, голозерные формы встречаются в производстве редко (главным образом, в Юго-Западной Азии). Он всех других хлебных растений ячмень существенно отличается своей скороспелостью, что позволяет выращивать его даже за Полярным кругом.

Происхождение ячменя, по Н. И. Вавилову, связано с районами Передней Азии, включая Малую Азию, Сирию, Палестину, Северный Афганистан, Среднюю Азию. Можно говорить, учитывая широкое распространение ячменя на земном шаре, о большой приспособляемости его к различным почвенным условиям. Но в каждой природной зоне ячмень удается на почвах, которые по свойствам близки к почвам его родины.

Тяжелые почвы, избыточно переувлажненные, с плохими физическими свойствами не подходят для культуры ячменя. Он хуже приспосабливается к переувлажнению, чем пшеница и овес.

Как культурное растение рожь появилась намного позже пшеницы и ячменя – уже в бронзовом веке. Рожь посевная – единственный возделываемый вид. Мировая площадь этого хлебного злака около 20 млн га. Большая часть посевов сосредоточена в Евразии. Здесь находится и ее первичный очаг.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Культурная рожь произошла из сорно-полевой вследствие конкуренции между сорно-полевой рожью и пшеницей при совместном произрастании их в жестких условиях горного режима. Выдвинутая не столько искусственным, сколько естественным образом, рожь служит примером происхождения культурного растения из сорняка-сателлита (Жуковский). Этим и объясняются очень важные для земледельца экологические особенности ржи – ее нетребовательность к почвам и самая высокая среди хлебных злаков морозостойкость. Древний земледелец заметил эти ценные качества сорняка и умело воспользовался результатом естественного отбора.

В сельскохозяйственной практике известны две биологические группы ржи – яровая и озимая. В посевах преобладает озимая форма. Культура ржи отличается большой экологической приспособленностью к почвенным условиям. Рожь менее требовательна, чем другие злаки, к питательным элементам, дает хорошие результаты на малоплодородных почвах склонов, солонцеватых землях.

Рожь хорошо приспосабливается к почвам различного гранулометрического состава, от песчаных до глинистых. На песчаных почвах она более доходна, чем остальные злаки, и при необходимости выбора на песчаных почвах ржи отдается предпочтение. Приспосабливается рожь к различной влажности. Таким образом, рожь выделяется своей более широкой экологической приспособленностью к почвенным условиям, может возделываться на землях, которые не столь оптимальны для пшеницы.

Хорошую урожайность зерна дает озимая рожь даже при возделывании ее на одном и том же поле два года подряд.

Происхождение овса связывают с Переднеазиатским генетическим центром. Появился он в эпоху металлов. Исследователи этого рода считают, что посевной овес произошел от дикого овса, обильно засорявшего посевы полбяной (пленчатой) пшеницы. Вчистую культуру овес выдвинулся естественным отбором по мере продвижения полбы на север. Под действием естественного отбора овес приобрел широкую экологическую пластичность, использованную человеком.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Овес посевной – основной культурный вид овса на земном шаре. В его посевах (в мире более 30 млн га) явно преобладают пленчатые формы. Голозерные овсы (более требовательные к условиям произрастания) встречаются преимущественно в Юго-Западной Азии.

Овес приспосабливается к широкой гамме почв различных природных зон. Однако корни овса проникают в почву на меньшую глубину, чем корни других хлебов. В связи с этим он нуждается в хорошей увлажненности почв и даже не боится переувлажнения во второй период вегетации. Овес меньше чувствителен к кислотности, чем пшеница и ячмень, у него ниже потребность в питательных элементах.

Овес плохо удается при возделывании его два года подряд на одном и том же поле.

В современном мировом земледелии кукуруза по праву занимает одно из основных мест. Являясь растением универсального использования, наибольшее значение она приобрела в решении кормовой проблемы. Возделывается на всех континентах. Мировая площадь зерновой кукурузы находится в пределах 120 млн га, на значительных площадях ее возделывают как силосную культуру.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Кукуруза – аборигенное растение тропической и субтропической зон Америки. Происхождение сильно сказывается на ее природе. Это теплолюбивое и светолюбивое растение. Отличительнаяособенность кукурузы – мощная мочковатая многоярусная корневая система, основу которой составляют узловые корни, располагающиеся ярусами. Они способны проникать на глубину 2–4 м и распространяться в стороны до 1,5 м.

Главная, экологическая особенность кукурузы – высокая требовательность к влажности почвы в течение всего периода вегетации. Ее урожайность во многом определяется не самими свойствами почв, а уровнем увлажнения, что говорит о специфике экологических особенностей этой культуры.

Хотя кукуруза и теплолюбива, ареал ее возделывания на силос проникает в умеренный пояс.
В случае необходимости значительного насыщения севооборотов кукурузой ее можно выращивать несколько лет подряд на одном и том же поле. Высокие урожаи в этом случае получают при строгом соблюдении системы удобрения и всего агротехнического комплекса.

В мире культурных растений просо считают одним из самых древних возделываемых растений Евразии. Центром первичного формирования проса были районы Восточной и Центральной Азии, в частности Китая и Монголии, для которых просо, видимо, самая древняя пищевая злаковая культура.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Просо – один из наиболее полиморфных родов семейства злаковых в нем насчитывают около 500 видов. Среди них просо обыкновенное имеет самое широкое распространение в мировом земледелии (примерно 25 млн га). В сельскохозяйственной практике хорошо известны также и его ближайшие родственники – могар и чумиза, являющиеся подвидами итальянского проса. Районы происхождения проса отличаются известной засушливостью климата.

Просо – засухоустойчивое растение. Мочковатая корневая система уходит на глубину до 120–150 см и в нижнем ярусе образует густое сплетение корней, отходящих в сторону на 100–120 см. Это позволяет просу использовать влагу глубоких горизонтов.

Просо очень плохо переносит бессменные посевы и весьма требовательно к предшественникам.

Обусловлено это очень медленным ростом растений в начале развития, от чего они сильноугнетаются сорняками и поражаются болезнями (фузариоз, гельминтоспориоз и др.). Наивысшие урожаи этой культуры получают при посеве ее по целине и пласту многолетних трав при достаточном увлажнении почвы.

В XX в. в Европе и на американском континенте заинтересовались злаковой культурой африканского происхождения – сорго, известным в Юго-Восточной Азии еще за 3 тыс. лет до н. э. Оно привлекло к себе внимание своей засухоустойчивостью и жаростойкостью, возможностью возделывания в резко засушливых условиях, где культура кукурузы ненадежна. Сельскохозяйственная практика южноевропейских стран и США подтвердила, что сорго, по существу, не имеет себе равных по устойчивости к засухе. Мировые площади сорго стали достаточно быстро увеличиваться, достигли уже 45 млн га и продолжают расти. Кроме обыкновенного сорго широкое распространение в мире получили еще три вида – джугара, гаолян и суданская трава. По экологическим требованиям они близки к сорго обыкновенному.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Центром происхождения сорго считаются африканские саванны, с красно-бурыми и красно-коричневыми латеритизованными почвами. Обычно указывается, что сорго неприхотливо к почвам. Действительно, саванные почвы родины сорго малогумусны и не отличаются высоким плодородием. Замечательная особенность сорго – высокая засухоустойчивость, способность переносить воздушную и почвенную засуху.

Большую роль в экологическом приспособлении сорго к почвам играет очень мощная мочковатая корневая система, проникающая вглубь до 180–250 см, сильно разветвленная. Масса корней у сорго, как у большинства засухоустойчивых растений, намного превышает надземную биомассу и больше, чем у других однолетних растений. Это позволяет считать сорго культурой, которая облагораживает почвы, повышает их гумусовое содержание, а следовательно, и плодородие.

Сорго хорошо выносит повторные посевы и может возделываться на постоянных участках, если оно не поражается бактериозом.

Для половины человечества рис служит основным источником питания. Этим обусловлено его широкое распространение в мировом земледелии (около 145 млн га). Колыбель риса – тропические и субтропические районы Юго-Восточной Азии.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

У риса выделяют 28 видов, однако практическое значение имеют лишь два вида – посевной и голый. Рис посевной преобладает в культуре, а в нашей стране возделывается только этот вид.

С экологических позиций рис является типичным представителем муссонного климата и по природе своей относится к группе растений-гидрофитов. Он произрастает при длительном затоплении. Наиболее оптимальны для риса полуаэробные условия, которые создаются затоплением небольшим слоем воды. Корневая система получает достаточное количество кислорода за счет его растворения из воздуха.

Продуктивность риса зависит от способности почвы удерживать воду. Поэтому для риса лучше всего тяжелые плоховодонероницаемые почвы. Оптимальные условия рис находит на почвах, которые сформировались при участии гидрофитной растительности и богаты органическим веществом. Это различные гидроморфные почвы – луговые, лугово-болотные, перегнойноглеевые, разные варианты слитых почв. Такие прекрасные условия рис находит, например, в дельте реки Кубани.

Рис выносит бессменную культуру, и она часто применяется в старых районах рисосеяния. Но при этом вскоре наступает заболачивание или засоление почвы, понижается жизнедеятельностьаэробных микробов, накапливаются сероводород и закисные соединения железа. Все это приводит к сильному засорению почвы, снижению в ней содержания органического вещества и резкому падению урожая.

Рис периодически, через 2–3 г., необходимо чередовать с другими культурами, способными обогащать почву органическим веществом и подавлять сорняки.

Среди культурных растений гречиха широко известна как ценная крупяная культура. Ареал ее возделывания очень большой и включает практически все континенты. Однако мировая площадь гречихи сравнительно невелика – всего около 4 млн га. Низка и урожайность. Все это свидетельствует о скромных размерах ее производства. Именно по этой причине спрос на гречневую крупу значительно превышает предложение.

Первые зерновые культуры которые научились выращивать люди

Гречиха – растение азиатского происхождения, однако большая часть мировых посевов (2,4 млн га), сосредоточена в Европе. Наша страна издавна была главным производителем гречихи. Гречиха относится к семейству гречишных и по комплексу признаков существенно отличается от злаковых растений.

Родина гречихи – высокогорные влажные районы восточной части Азиатского материка (Индия, Гималаи) с промытыми и небогатыми почвами.

Гречиха – влаголюбивое растение. Оптимум увлажнения находится в пределах 70–80, % от полевой влагоемкости. При недостатке влаги начинает превалировать рост корней над надземной массой.

Корневая система стержневая, развита слабо. Может проникать на глубину 70–100 см, однако основная масса расположена в пахотном слое до 25–30 см. Необходима хорошая увлажненность этого слоя в период всей вегетации и, особенно, во время цветения и плодоношения.

В целом гречиху относят к растениям, не предъявляющим высоких требований к потенциальному плодородию.

В. Ф. Вальков, Т. В. Денисова,К. Ш. Казеев, С. И. Колесников,Р. В. Кузнецов
«Плодородие почв и сельскохозяйственные растения.»

Как вам статья?

 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
AgroKlassikSnab.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

два × 1 =